Индейцам с северо-запада Америки нашли трехтысячелетнюю родственницу

Ее останки обнаружили на юго-востоке Аляски

Палеогенетики прочитали ДНК из фрагмента кости, найденной на юго-востоке Аляски, и выяснили, что кость принадлежала женщине, которая жила примерно три тысячи лет назад и по митохондриальной и ядерной ДНК была генетически близка современным жителям тихоокеанского побережья северо-запада Америки. В первую очередь к ним относятся индейский народ тлинкиты и родственные ему. Результаты этой работы опубликованы в журнале iScience.

Прошло уже 13 лет с момента публикации первого ядерного генома древнего человека, которым был носитель культуры саккак из Гренландии, живший около четырех тысяч лет назад. С тех пор палеогенетика шагнула далеко вперед — ее методы позволяют секвенировать ДНК людей и других организмов, возраст которых достигает сотен тысяч (а в редких случаях и миллионов лет), за что в минувшем году пионер этой науки Сванте Паабо получил Нобелевскую премию (подробнее об этом в материале «Человек, который собрал древних»).

За последние годы количество древних ядерных геномов резко возросло и уже превысило отметку в 10 тысяч последовательностей. При этом примерно в двух третях случаев ДНК была секвенирована из останков, найденных в Европе или России, поэтому генетическая история людей из других регионов изучена заметно хуже.

Имеющиеся на сегодня генетические данные показывают, что до прихода европейцев Америку заселяли три отличные друг от друга популяции. Первая из них — предки всех современных индейских народов Северной и Южной Америки. По современным представлениям, их линия отделилась от других древних жителей Евразии около 36 тысяч лет назад, однако обмен генами между предками американцев и азиатов продолжался еще долго — примерно до 25 тысяч лет назад. Около 15 тысяч лет назад эта популяция разделилась на две, одна из которых быстро заселила Северную Америку, а другая — Южную.

Впоследствии было еще как минимум две волны миграций. Первая из них — это палеоэскимосы (сейчас эту группу также называют палеоинуиты), которые были потомками какой-то североазиатской группы, мигрировавшей в Гренландию и Америку примерно пять тысяч лет назад. Еще одна волна связана с переселением из Сибири носителей эскимосско-алеутских языков, которое произошло примерно тысячу лет назад.

Группа ученых из США под руководством Шарлотты Линдквист (Charlotte Lindqvist) из Университета штата Нью-Йорк в Буффало исследовала фрагмент человеческой кости (условное обозначение находки — TYYS), обнаруженный в пещере Лойера на юго-востоке Аляски. Это обломок плечевой кости, радиоуглеродный возраст которой — 3425 ± 50 лет, что по калибровочной кривой Marine20 соответствует календарному возрасту 2500–3379 лет (медиана — 2950 лет). Анализ стабильных изотопов углерода показал, что рацион исследуемого человека практически полностью состоял из белка, полученного из морских организмов.

Затем ученые обратились к исследованию митохондриальной и ядерной ДНК из этой кости. Оно показало, что кость принадлежала женщине, которая была представительницей митохондриального гаплотипа A2aq, который встречается у современных жителей юго-восточной Аляски. По оценкам исследователей, эта линия могла возникнуть в этом регионе около девяти тысяч лет назад.

Более того, гаплогруппа A2 представляет собой наиболее распространенную материнскую линию, выявляемую сегодня у народов, проживающих в северных районах Северной Америки. Так, у тлинкитов и хайды, живущих у побережья Тихого океана, на ее долю приходится более 90 процентов известных митохондриальных линий. Дальнейшее исследование митохондриальной ДНК женщины из пещеры Лойера позволило выдвинуть гипотезу, что она, возможно, принадлежала к предкам современных тлинкитов.

Ученые отметили, что ранее опубликованные ядерные геномы древних людей, живших на Тихоокеанском Северо-Западе, указывали на то, что они генетически близки к коренным американцам Севера (Northern Native Americans, NNA). Анализ главных компонент показал, что женщина из пещеры Лойера не является исключением. Более того, она генетически ближе к людям, проживающим в прибрежных районах, нежели во внутренних. По расчетам ученых, эти две группы могли разойтись более шести тысяч лет назад.

В ходе прошлых исследований было определено, что палеоэскимосы внесли вклад в генофонд коренных американцев Севера. Так, доля этого наследия у народа на-дене оценивалась примерно в десять процентов. Однако в новой работе палеогенетики подчеркивают, что эти выводы остаются спорными.

Они вновь смоделировали происхождение коренных американцев Севера, для чего использовали программу qpAdm. В результате этой работы ученые пришли к противоположному выводу, что в генофонде носителей палеоэскимоской культуры саккак присутствует вклад от предков коренных американцев Севера, но не наоборот. В то же время они подчеркнули, что окончательно разрешить этот вопрос можно будет только благодаря дополнительным исследованиям.

Ранее на N + 1 рассказывали, как исследователи изучили древнюю генетическую историю Северо-Восточной Сибири и северных районов Северной Америки. Тогда им удалось обнаружить «недостающее звено» между коренными американцами и древними жителями Сибири, которых условно называют палеосибиряками.

На Алтае обнаружили ранее неизвестную популяцию среднего голоцена