На гренландских археологических памятниках нашли ДНК пяти видов китообразных

Ученые исследовали 2500 фрагментов костей животных

Палеогенетики исследовали 2500 неопределимых фрагментов костей животных, найденных в Гренландии на 12 археологических памятниках, которые связаны с культурой саккак, скандинавами и культурой туле. Им удалось идентифицировать 41 вид, самым представительным из которых был гренландский тюлень. Кроме того, в выборке оказались пять видов китообразных, а также подвид вымерших небольших северных оленей, на которых охотились самые древние жители острова. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Nature Human Behaviour.

Древнейшее население Гренландии оставило культуру саккак, существовавшую на этом острове (в основном на западе и юге) около 4500–2800 лет назад. Палеогенетические исследования показали, саккакские поселенцы пришли из Восточной Сибири. Они не были связаны генетическим родством с современными гренландскими эскимосами или североамериканскими северными народностями. Их ближайшими родственниками оказались нганасаны, коряки и чукчи.

Следующая миграция на остров произошла уже в эпоху викингов, когда в конце X века туда переселились скандинавы из Исландии, потомки которых проживали здесь до XV века. Современные же инуиты – это потомки канадских эскимосов, которые начали осваивать Гренландию около 800 лет назад. Их появление на острове связано с распространением культуры туле.

Фредерик Сеерсхольм (Frederik Seersholm) из Копенгагенского университета совместно с коллегами из Австралии, Гренландии и Дании с помощью метабаркодинга исследовал 2500 неопределимых фрагментов костей животных, найденных на 12 археологических памятниках Гренландии. Четыре из них связаны с культурой саккак, два – со скандинавами, еще шесть – с инуитской культурой туле.

Ученые обнаружили 298 вариантов последовательностей ампликона с 11 памятников, из которых 235 (79 процентов) с уверенностью можно отнести к определенному таксону. Среди них оказался 41 вид: 19 млекопитающих, 13 птиц и девять рыб. В проанализированной выборке преобладали гренландские тюлени (Pagophilus groenlandicus), собаки или волки (Canis lupis) и песцы (Vulpes lagopus), останки которых присутствовали в отложениях всех трех рассматриваемых периодов. Ученые отметили, что обилие гренландских тюленей согласуется с палеозоологическими данными. Напротив, кости собак или волков в кухонных кучах культуры саккак почти не встречались. Редки в палеозоологических коллекциях и останки песцов. Это может указывать на то, что этот вид был важным объектом промысла в гренландских культурах. Но нельзя исключать, что ДНК песцов и собак могла попасть в отложения в виде мочи или фекалий, когда животные собирали человеческие отходы.

Исследователи отметили, что в целом обнаруженные виды на разных памятниках отражают их географическое положение. Например, на северных памятниках присутствуют морские зайцы (Erignathus barbatus) и нарвалы (Monodon monoceros), а на более южных – обыкновенные тюлени (Phoca vitulina). Генетические данные позволили ученым также сделать вывод о важности рыболовства в древних культурах Гренландии. Самой представительной из рыб оказалась мойва (Mallotus villosus), которая, возможно, была важной добычей для норвежцев и представителей культуры туле. Из птиц чаще всего встречались чайки (Larus), крохали (Mergus) и тундряные куропатки (Lagopus muta).

В материалах с семи памятников ученые обнаружили пять различных видов китообразных, самыми распространенными из которых были гренландские киты (Balaena mysticetus) и нарвалы. Кроме того, в выборке присутствовала ДНК еще двух крупных китообразных: кашалота (Physeter macrocephalus) и финвала (Balaenoptera physalus). Исследователи не исключили, что некоторые из китов могли стать добычей людей, когда их выбросило на берег. Но все же они склоняются к тому, что местные жители занимались китобойным промыслом.

Ученые также отметили, что на 7 из 11 памятников присутствовала ДНК карибу (Rangifer tarandus). Причем эти животные относились к ранее неизвестному гаплотипу. Это подтверждает прошлые предположения, что в Гренландии обитал ныне вымерший подвид небольших северных оленей, на которых охотились представители культуры саккак. По всей видимости, он исчез после распространения подвида гренландских северных оленей (R. t. groenlandicus).

Ранее на N + 1 рассказывали, на каких птиц охотились скандинавы, поселившиеся на севере Исландии в эпоху викингов. Оказалось, что они добывали тупиков (Fratercula arctica) и тонкоклювых кайр (Uria aalge).

Медвежью кость с насечками назвали символическим предметом неандертальцев