Ее погребение раскопали в середине прошлого века в Азербайджане
Азербайджанский исследователь изучил череп, который в середине прошлого века нашли в Закавказье во время раскопок скифского погребения. Он определил, что останки принадлежали взрослой женщине 20–30 лет, которая перед смертью получила удар по голове твердым тупым предметом. По данным ученого, ранее на территории Азербайджана еще не находили скелеты людей раннего железного века, которые бы погибли из-за тяжелого перелома свода черепа. Статья опубликована в журнале Поволжская археология.
В VII веке до нашей эры на европейской исторической арене появилась новая грозная сила — скифы, которые быстро захватили степные и лесостепные территории между Дунаем и Доном. На протяжении нескольких столетий эти кочевые племена господствовали в Северном Причерноморье, где археологи раскопали множество памятников.
Вскоре после прихода в Северное Причерноморье скифы отправились в военный поход на Восток. Они пересекли Кавказские горы и заявили о себе в цивилизованной части Древнего мира. Кочевники разгромили Урарту, обрушились на богатые города Мидии, Ассирии, Вавилонии и некоторых других государств Передней Азии. Скифы представляли собой настолько грозную силу, что даже египетскому царю Псамметиху I пришлось откупаться от них, чтобы они не разорили его страну.
По всей видимости, часть скифов после этого похода осела на территории Закавказья, где, вероятно, со временем растворилась среди местного населения. Так, еще в середине прошлого века археологи исследовали в Азербайджане памятник Мингечаура, в котором они раскопали курганные и грунтовые погребения VII–IV веков до нашей эры, связанные со скифами, на что указывали особенности обряда. Изучению останков, найденных в одной из этих могил, и посвятил работу Дмитрий Кириченко (Dmitry Kirichenko) из Института археологии и антропологии Национальной академии наук Азербайджана.
По данным ученого, в 1946 году в одной из могил этого памятника археологи обнаружили человеческий череп, кости какого-то животного, а также керамические сосуды, бронзовые серьги, кольцо и часть шила. Исследование черепа показало, что он принадлежал взрослой женщине с европеоидной внешностью, которая умерла в возрасте примерно 20–30 лет.
На лобной кости этого человека Кириченко обнаружил следы тяжелой травмы. Так, незадолго до смерти женщина получила вдавленный компрессионный перелом, который, судя по отсутствующим следам заживления, мог быть причиной ее кончины. По всей видимости, кто-то сильно ударил ее твердым и тупым предметом, причем, вероятно, удар нанесли справа и сверху. По этой причине исследователь предположил, что убийца мог находиться верхом на коне.
Кириченко отметил, что на памятниках скифо-сибирского мира редко встречаются останки женщин, получивших черепно-мозговые травмы, тем более — смертельные. Исследованный же случай вовсе представляет собой первый известный смертельный перелом костей черепа, обнаруженный на памятниках раннего железного века, которые находятся на территории современного Азербайджана.
Ранее мы рассказывали о том, как ученые подтвердили сведения древнегреческого историка Геродота, что скифы снимали кожу с мертвых врагов и делали из нее вещи. Так, проанализировав 45 фрагментов кожаных изделий из скифских погребений, исследователи обнаружили два образца, которые представляли собой человеческую кожу.
Его замурованные останки лежат в итальянской пещере
Испанские и итальянские палеоантропологи во главе с Карлосом Лоренсо (Carlos Lorenzo) из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Римского университета Ла Сапиенца впервые описали строение полости носа архаичного человека из памятника Ламалунга. Они проанализировали цифровую модель части черепа раннего неандертальца, построенной по высококачественным фотографиям и снятым с помощью зондов видео, так как останки этого индивида до сих пор замурованы в натечные образования в итальянской пещере. Исследователи пришли к выводу, что носовая полость этого индивида мало чем отличалась от таковой у людей современного анатомического типа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, по крайней мере у популяции ранних неандертальцев, к которой принадлежал индивид из окрестностей Альтамуры, отсутствовали адаптации носа к условиям европейского холодного климата, которые гипотетически предполагались для «классических» неандертальцев.