Слонов заподозрили в самоодомашнивании

Их поведение напоминает поведение людей и бонобо

Исследователи из Испании, Нидерландов и США предположили, что слоны могли быть самоодомашнены. Их склонность к сотрудничеству, сниженная агрессия и некоторые физиологические особенности напоминают черты людей и бонобо — видов, которые считаются самоодомашнеными. В статье Proceedings of the National Academy of Sciences ученые рассмотрели аргументы в пользу этой версии и высказали идеи о том, что могло привести слонов к самоодомашниванию.

Одомашненные животные похожи друг на друга: они менее агрессивны и более общительны, черты их лиц мягче, а челюсти — меньше. Эти признаки развились у них под действием искусственного отбора со стороны человека.

Но и сами люди обладают похожими чертами. Есть версия, что в процессе эволюции могло произойти «самоодомашнивание» людей. То есть естественный отбор на пониженную агрессивность привел к изменениям в физиологии, морфологии и поведении, характерным для домашних животных. Возможно, то же самое случилось и с карликовыми шимпанзе бонобо — родственниками обыкновенных шимпанзе. Бонобо гораздо менее агрессивны и дружелюбны даже к чужакам.

Лимор Равив (Limor Raviv) из Института психолингвистики Общества Макса Планка с коллегами предположили, что слоны — это еще одни животные, которые могли пойти по пути самоодомашнивания. Дикие слоны живут в сложных социальных группах, которые обычно состоят из нескольких самок и их потомства. Самцы, достигнув половой зрелости, покидают группу и живут, как правило, изолированно.

Сначала авторы сопоставили 19 когнитивных, поведенческих, морфологических и физиологических характеристик слонов, людей и бонобо. Для этого они собрали и обобщили данные из разных источников. Среди этих характеристик — уменьшение челюстей, количества и размера зубов, изменения в регуляции серотонина, окситоцина, кортизола и тестостерона. Основные поведенческие признаки, говорящие о самоодомашнивании, по мнению ученых, — сниженная агрессия и повышенная просоциальность, увеличенный подростковый период и повышенное игровое поведение и сложные системы коммуникации.

Слоны не очень агрессивны: внутри- и межвидовое насилие среди них встречается редко, и случаи детоубийства тоже крайне редки. Даже во время брачного периода, когда у самцов вырастает уровень тестостерона и агрессии, они довольно редко убивают и калечат друг друга, а кроме того — сигнализируют остальным о своем агрессивном состоянии.

Просоциальность слонов проявляется не только в том, что самки создают группы и вместе воспитывают потомство. Они защищают и утешают сородичей, помогают больным и умирающим, иногда даже слонам не из их группы. В мозге слонов есть веретенообразные нейроны — нейроны фон Экономо, которые также есть в коре головного мозга гоминид (людей, бонобо, шимпанзе, горилл и орангутанов) и китообразных. Эти нейроны помогают синхронизировать работу разных частей крупного мозга, и иногда их связывают с социальными когнитивными способностями, эмпатией и самосознанием.

Повышенная игривость тоже способствует кооперативному поведению и свидетельствует об одомашнивании или самоодомашнивании. Люди, как и бонобо, играют друг с другом и в детстве, и во взрослом возрасте. Слоны, будучи подростками, играют от 5 до 20 процентов активного времени: они бегают друг за другом, борятся, хватают за хвосты. Взрослые слоны тоже не отказывают себе в игре — это облегчает общение и укрепляет связь в группе.

Что касается сложных систем связи — слоны посылают друг другу множество голосовых, визуальных, тактильных и химических сигналов. Их вокальный репертуар довольно широк: они трубят, ревут, издают низкочастотный гул и другие крики. Кроме того, они могут обучаться вокализации друг у друга и копировать посторонние звуки — как люди, другие приматы и птицы. И хотя обучение вокализации не специфическая черта людей, с ним, вероятно, связано возникновение человеческой речи. И это обучение, как и многие другие когнитивные и физиологические изменения, могло быть вызвано самоодомашниванием.

Ученые отмечают, что аналогичные поведенческие черты есть у всех трех видов слонов — африканских саванных и лесных и азиатского. И хотя люди приручали азиатских слонов много веков назад, нет никаких доказательств того, что дикие слоны когда-либо подвергались систематическому воздействию искусственного отбора. Возможно, черты, связанные с самоодомашниванием, имел и общий предок современных слонов, от которого они произошли около 7 миллионов лет назад.

Поскольку синдром одомашнивания связан с отбором определенных генов, в частности — генов, связанных с развитием нервного гребня, между самоодомашенными видами должны быть и генетические сходства. Исследователи проанализировали геном африканского саванного слона (Loxodonta africana) и нашли 674 гена, которые быстро менялись в последние тысячелетия. Среди них 79 генов были связаны с одомашниванием.

Одни гены, обогащенные и отобранные у слонов, были связаны с передачей сигналов серотонина. У домашних животных уровень серотонина в мозгу выше, чем у диких, и это коррелирует со сниженной агрессией и эмоциональной реактивностью. А у бонобо уровень серотонина выше, чем у шимпанзе. Еще были гены, связанные с передачей сигналов кортикотропина — его уровень у домашних животных, напротив, снижен, и это тоже связывают со снижением агрессии. Также исследователи обнаружили 37 положительно отобранных генов, которые были связаны с одомашниванием у других видов. Среди них гены SETBP1 , CDH1 и NEK4.

В заключение авторы высказали несколько предположений о том, что могло спровоцировать самоодомашнивание слонов. Это могла быть среда: или очень благоприятная — богатая пищевыми ресурсами и лишенная врагов, или, наоборот, суровая и скудная, в которой выживать непросто. И в том, и в другом случае выиграть могут особи, которые выбирают кооперацию и сотрудничество вместо агрессии. Еще самоодомашнивание могло развиться из-за эффекта основателя — снижения и смещения генетического разнообразия внутри вида, когда он заселяет новую территорию.

Ранее мы писали о том, что игрунки тоже могли быть самоодомашнены. Чем больше детеныши этих животных общались с сородичами, тем больше у них было белое пятно на лбу. А изменение пигментации — признак одомашнивания.

Индийские слоны похоронили детенышей на чайных плантациях