Чем больше детеныши игрунок общаются с сородичами, тем крупнее у них белое пятно на лбу. Эта необычная закономерность может быть указанием на самоодомашнивание — эволюционный процесс, в ходе которого отбор на пониженную агрессию приводит к появлению комплекса черт, характерных для домашних животных. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, ранее в самоодомашнивании уже подозревали людей и бонобо.
У одомашненных животных есть ряд общих черт, которые не характерны для их диких сородичей. Среди них пониженная агрессивность, ослабленный половой диморфизм, смягченные черты лица и нарушенная пигментация. Этот комплекс признаков не сформирован намеренно, а возник в результате отбора на толерантность к человеку.
Согласно гипотезе самоодомашнивания, многие особенности поведения, морфологии и физиологии современных людей также являются результатом отбора на дружелюбие. Некоторые исследователи заходят еще дальше и утверждают, что признаки самоодомашнивания есть и у других видов — например, бонобо (Pan paniscus). Эти приматы конфликтуют друг с другом намного реже обыкновенных шимпанзе (P. troglodytes), что может быть результатом отбора на пониженную агрессивность (правда, новые исследования скорее не подтверждают эту идею: возможно, дружелюбие бонобо — более архаичный признак, чем агрессивность шимпанзе).
Команда ученых во главе с Азифом Газанфаром (Asif A. Ghazanfar) из Принстонского университета решила поискать признаки самоодомашнивания у другого вида приматов — обыкновенных игрунок (Callithrix jacchus), которые населяют леса на северо-востоке Бразилии. Для этого вида характерен высокий уровень социальности: члены групп совместно заботятся о детенышах и делятся пищей с неродственными особями, а также используют для общения развитую вокализацию.
У игрунок отсутствует половой диморфизм, размножение лишено сезонности, а детство длится дольше, чем у других приматов. Кроме того, белое пятно на их лбу можно считать проявлением депигментации. По мнению Газанфара и его коллег, эти черты очень похожи на набор черт, характерных для одомашненных видов. Чтобы подтвердить эту идею, исследователи решили протестировать связь между двумя яркими признаками: размерами белого пятна и склонностью к вокализации. Оказалось, что чем больше пятно, тем с большей вероятностью игрунка отвечает на крик сородича (n=8, р=0,013). При этом спонтанная вокализация никак не коррелирует с окраской (p=0,154).
Предполагается, что комплекс признаков, связанных с одомашниванием и самоодомашниванием, формируется за счет изменений в нервном гребне. Эта эмбриональная ткань дает начало клеткам, которые входят в состав периферической нервной системы, кожи и лицевого скелета. Например, из нервного гребня происходят клетки-меланоциты, окрашивающие волосы млекопитающих в темные цвета. Изучив шерсть двух игрунок, Газанфар и его коллеги обнаружили, что на белых участках на лбу количество меланоцитов понижено.
На последнем этапе авторы провели эксперимент с целью выяснить, как акустический контакт с родителями влияет на развитие белого пятна на лбу игрунок. Для этого они отобрали три пары разнополых гетерозиготных близнецов. Юные игрунки проводили вместе с родителями 23 часа в сутки, однако ежедневно на протяжении сорока минут их помещали в изолированный вольер. Здесь детенышам в ответ на их крики проигрывали голоса взрослых особей, причем один случайно выбранный близнец из пары получал ответный сигнал в ста процентах случаев, а другой — лишь в десяти. Процедура проводилась почти ежедневно на протяжении шестидесяти суток.
Сравнивая окраску близнецов на протяжении пяти месяцев после рождения, исследователи пришли к выводу, что у тех из них, что получали ответ в ста процентах случаев, депигментированный участок на лбу рос быстрее (p<0,001). Авторы полагают, что эти результаты свидетельствуют о связи двух признаков самоодомашнивания. Вопреки традиционным представлениям, развитие одного из них идет не на эмбриональном этапе, а уже после рождения. Это может быть связано либо с особенностями эмбриогенеза игрунок, либо с тем, что клетки нервного гребня продолжают дифференцироваться на постнатальном этапе.
По мнению авторов, основным фактором, который направлял самоодомашнивание игрунок, следует считать совместный уход за потомством, в котором участвуют не только родители, но и их братья и сестры, а также неродственные члены группы. Необходимость поддерживать такой образ жизни исследователи связывают с тем, что у игрунок очень часто рождаются двойни — одной паре мелких обезьянок выкормить их непросто. Коллективное выращивание детей, в свою очередь, привело к отбору на пониженную агрессию, который и вызвал ряд анатомических и физиологических изменений, включая развитую вокализацию для поддержки связей в группе.
У некоторых диких животных черты одомашнивания проявляются, когда они начинают жить рядом с человеком. Например, лисицы из Лондона по сравнению с сородичами из сельской местности приобрели более короткие и широкие морды, а также менее развитый мозг. Кроме того, у них стали менее выраженными проявления полового диморфизма.
Сергей Коленов
Особенно если говорили женщины
Исследователи из Венгрии выявили сходство между тем, как мозг младенцев и собак обрабатывает человеческую речь. Они записывали фМРТ собак, пока те слушали, как мужчины и женщины говорят с детьми, другими собаками или взрослыми людьми. Выяснилось, что мозг домашних питомцев, как и мозг детей, сильнее реагирует на речь, направленную именно на них: человек в таких случаях меняет интонацию: его голос становится выше, диапазон тонов — шире, а фразы — короче. Кроме того, собаки лучше воспринимали женскую речь, обращенную к ним или детям. Работа опубликована в Communications Biology. Разговаривая с детьми, особенно — с младенцами, которые сами говорить еще не умеют, люди часто увеличивают высоту голоса, растягивают гласные и говорят более короткими фразами, в общем — сюсюкают. Это позволяет привлечь и удержать внимание детей, и, вероятно, помогает младенцам осваивать речь. Исследования показывают, что младенцы воспринимают такую речь лучше (особенно если с ними сюсюкает женщина), чем речь, обращенную ко взрослым. Примерно так же меняется интонация людей, когда они говорят с домашними питомцами. И не зря: недавние исследования показали, что собаки тоже сильнее реагируют на женскую речь, обращенную к ним, а не к другим взрослым. Но неясно, есть ли у них какие-то предпочтения относительно женской и мужской речи, и будут ли они различать речь, обращенную к детям и к ним. Анна Гергли (Anna Gergely) из Исследовательского центра естественных наук в Венгрии и ее коллеги этологи с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) измерили активность мозга 19 домашних собак, пока те слушали человеческую речь. Им включали записи 12 мужчин и 12 женщин, говорящих либо со взрослыми, либо с детьми, либо с другими собаками. Предварительно собак обучили неподвижно лежать в наушниках во время записи фМРТ. Слуховые зоны мозга собак сильнее реагировали на речь, адресованную собакам и детям. В особенности — регионы непервичной слуховой коры: область левых каудальной и ростральной сильвиевых извилин (L c/rSG) и область, включающая самую вентральную часть каудальной сильвиевой извилины и височный полюс с левой стороны (L cSG/TP). Особенно сильно регионы реагировали на женское сюсюканье (по сравнению с женской речью, обращенной к другим взрослым). Этот эффект зависел от измеренных акустических характеристик речи, в частности — от средней частоты (у женщин она всегда была выше) и дисперсии звука. Причем сюсюканье с собаками и детьми собачий мозг практически не различал. Скорее всего дело в том, что акустические характеристики в обоих случаях очень схожи. В предыдущих исследованиях речь, ориентированная на младенца, аналогичным образом вызывала более интенсивную нервную активацию в височной области мозга детей, чем речь, обращенная к взрослым. То, что маленькие дети более чувствительны к женскому сюсюканью, можно объяснить тем, что они чаще слышат его во время внутриутробного развития и после рождения, или доставшейся от предков чувствительностью к женским голосам сородичей. Но для собак такое объяснение не подходит. Авторы предлагают две возможных версии: согласно первой, животные в целом сильнее реагируют на более высокие звуки с более изменчивой частотой (это характерно для женского голоса); или же собаки выработали такую чувствительность уже в процессе приручения. Также отчасти предпочтения могут быть результатом индивидуального слухового опыта, который собака получила во время взросления. С детьми сюсюкают не только люди: частота свиста самок афалин меняется, когда они находятся рядом с детенышами. Подобным образом меняют свои вокализации и другие животные.