Южноафриканский остров Марион очистят от убивающих альбатросов мышей

Истребление грызунов намечено на 2025 год

Южноафриканские специалисты по охране природы представили план по спасению морских птиц с острова Марион от инвазивных домовых мышей, которые разоряют их гнезда и даже нападают на взрослых особей. В 2025 году на остров отправят несколько вертолетов, с которых разбросают отравленную приманку. Экологи надеются, что таким образом удастся полностью очистить Марион от опасных вселенцев, угрожающих не только островным пернатым, но и местным растениям и беспозвоночным, сообщает The Guardian.

Морские птицы на протяжении миллионов лет гнездились на изолированных островах в океане. Здесь отсутствовали наземные млекопитающие, в том числе хищники и грызуны, благодаря чему у пернатых была возможность спокойно выводить потомство. Однако по вине человека на многие такие острова расселились домовые мыши (Mus musculus) и черные (Rattus rattus) и серые крысы (R. norvegicus). Прожорливые грызуны так активно поедали яйца и птенцов морских птиц, что многие их колонии пришли в упадок, сократившись в численности и разнообразии.

В наши дни специалисты по охране природы пытаются помочь морским птицам, уничтожая инвазивных грызунов на островах, где расположены самые важные колонии пернатых. Обычно такие проекты осуществляют на небольших островах. Например, за последние годы от грызунов были очищены многие островки у побережья Великобритании. Однако порой от опасных вселенцев удается избавить и более крупные острова. Так, в 2018 году успешно завершился десятилетний проект, в ходе которого от завезенных крыс и мышей очистили субантарктический остров Южная Георгия площадью около 3500 квадратных километров.

Теперь защитники окружающей среды планируют истребить инвазивных грызунов на еще одном крупном острове, который важен для размножения морских птиц. Речь о необитаемом острове Марион в составе архипелага Принс-Эдуард, который принадлежит ЮАР и лежит примерно в 2200 километрах к юго-востоку от Кейптауна. По оценкам орнитологов, здесь размножается несколько миллионов морских птиц, принадлежащих к 28 видам. Среди них четыре вида пингвинов, включая королевских (Aptenodytes patagonicus), а также четверть мировой популяции странствующих альбатросов (Diomedea exulans).

В XIX веке охотники за ластоногими случайно завезли на Марион домовых мышей, которые быстро размножились и начали поедать местные растения и беспозвоночных. А в последние 30 лет инвазивные грызуны перешли на яйца и птенцов морских птиц. Более того, они даже нападают на взрослых альбатросов, насиживающих кладки, и наносят им сильные раны в голову. Предполагается, что если не принять срочных мер, то в ближайшем будущем 18 видов морских птиц по вине мышей перестанут размножаться на Марионе.

Специалисты из организации BirdLife South Africa совместно с правительством ЮАР на протяжении нескольких лет планировали операцию по истреблению мышей на Марионе. Теперь детали проекта, получившего название Mouse-Free Marion, наконец были представлены широкой публике. По задумке экологов, южнополушарной зимой 2025 года на Марион по морю доставят несколько вертолетов. С них по всему острову, площадь которого составляет около 30000 гектаров, разбросают отравленные приманки с родентицидами. Для местной фауны они не опасны, однако для мышей смертельны. Хотя такой метод может показаться негуманным, это единственная возможность очистить Марион от грызунов и дать шанс на выживание морским птицам, беспозвоночным и растениям острова.

Следует отметить, что проекту не гарантирован успех. Например, два года назад на острове Гоф в Южной Атлантике экологи использовали похожий подход, чтобы истребить домовых мышей, нападавших на морских птиц. В результате численность грызунов резко упала — но полностью их уничтожить не удалось. Несмотря на то, что даже частичное истребление мышей пошло на пользу местным альбатросам и другим пернатым, работу необходимо довести до конца. В противном случае мыши вновь размножаться и начнут поедать птиц, их кладки и птенцов.

Для морских птиц опасны не только грызуны. Например, несколько лет назад мы рассказывали, как завезенные на остров Марайа у восточного побережья Тасмании тасманийские дьяволы (Sarcophilus harrisii) истребили крупную колонию малых пингвинов (Eudyptula minor). Специалисты хотели создать страховочную популяцию этих хищников, чтобы защитить их от распространения смертельного инфекционного рака, однако в результате дьяволы начали разорять гнезда пингвинов и других морских птиц, вынудив многих из них покинуть остров.

Австралийцы встретили очаровательную литорию голубого цвета