А затем легли
Исследователи из Великобритании изучили 40 видеороликов с приматами, которые вращаются на веревках или лианах без очевидной цели. Скорость такого вращения была сопоставима со скоростью вращения танцоров и акробатов цирка, а после обезьяны садились или ложились: видимо, у них кружилась голова. Ученые полагают, что вращение — простой способ изменения состояния сознания, к которому прибегают как люди, так и нечеловеческие приматы. Возможно, древние гоминиды тоже так делали. Результаты опубликованы в Primates.
Люди издавна прибегают к разным способам достичь измененных состояний сознания, в основном — с помощью психоактивных веществ. Так, виноделие, вероятнее всего, возникло около 10–11 тысяч лет назад, да и самые старые свидетельства употребления каннабиса относят к девятому тысячелетию до нашей эры. Однако не ясно, пытались ли изменять сознание древние гоминиды, и могло ли это как-то повлиять на эволюцию разума человека.
Современные дикие нечеловеческие приматы иногда едят подбросившие фрукты, но нет доказательств, что так они пытаются опьянеть. Дело может быть просто в том, что пищи вокруг недостаточно, или в том, что свежий фрукт до ферментации технически невозможно съесть. Но существуют и другие способы увидеть мир иначе: например, быстро-быстро покружиться. Такое развлечение распространено среди приматов и, в том числе, среди людей: мы любим карусели и аттракционы, а дети часто кружатся на месте до упаду, ведь это весело.
Быстрое вращение вокруг оси собственного тела или на карусели временно нарушает работу вестибулярного аппарата во внутреннем ухе, и нервные сигналы, поступающие в мозг от его рецепторов конфликтуют с сигналами, поступающими от глаз. Танцоры, фигуристы циркачи и космонавты тренируются, чтобы не испытывать головокружения при вращении на высоких скоростях, а нетренированные люди просто веселятся в парке аттракционов — до тех пор, конечно, пока их не начнет тошнить.
Адриано Ламейра (Adriano Lameira) из Уорикского университета и Маркус Перлман (Marcus Perlman) из Бернингемского университета нашли и проанализировали видеоролики, на которых нечеловеческие высшие приматы крутятся на веревках или лианах, часто — до головокружения. Обезьяны нередко так развлекаются, и делают это в одиночестве, без очевидных причин или целей.
Исследователи сравнили скорость вращения приматов со скоростью вращения танцоров балета и гопака, акробатов и суфийских дервишей, которые кружатся в ритуальном танце. В последнем случае вращение используют как раз затем, чтобы достичь особого духовного состояния.
Они проанализировали 40 видеороликов, на которых орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо вращались на веревках. В среднем обезьяны делали 5,4 оборота за раз по 3,3 раза подряд. Средняя скорость вращения составила 1,43 оборота в секунду, самая высокая устойчивая скорость (неизменная на протяжении пяти вращений) — 3,3 оборота в секунду, а скорость самого быстрого одиночного оборота была 5 оборотов в секунду. Орангутаны вращались значительно быстрее, чем гориллы.
Обезьяны в общем кружились с той же скоростью, что и танцоры разных стилей. Когда обезьяны вращались долго, они с большей вероятность отпускали веревку (43 случая), а иногда сразу же садились или ложились (30 случаев). Реже обезьяны передвигались на небольшое расстояние и ложились уже там (7 случаев), и еще реже — оставались на ногах (6 случаев).
По всей видимости, обезьяны вращаются на веревках действительно затем, чтобы у них закружилась голова. Если человек попробует покрутиться так же быстро, — делая 3,3 оборота в секунду, — она непременно закружится, отмечают авторы.
Ученые предполагают, что и древние гоминиды тоже могли так кружиться ради веселья и изменения состояния ума; во всяком случае, анатомические и физиологические особенности им это позволяли.
До вращения додумались не все животные, а вот пьянеть — пусть и случайно — могут не только приматы. Как-то раз мы рассказывали о енотах, которые наелись забродивших яблок и напугали людей: те приняли их за бешеных.
Эти птицы определяют местоположение по наклонению и склонению геомагнитного поля Земли
Перелетные птицы способны определять местоположение в пространстве, основываясь на значениях двух параметров геомагнитного поля — магнитного наклонения и магнитного склонения. К такому выводу орнитологи пришли после серии экспериментов с тростниковыми камышовками, которых поймали осенью на озере Нойзидлер-Зе в Австрии. Под влиянием естественного магнитного поля эти птицы пытались лететь на юго-юго-восток — что соответствует их обычному направлению миграции в этом месте и в это время года. Однако когда камышовок помещали в магнитное поле, наклонение и склонение которого соответствовали российскому городу Нефтекамск, пернатые начинали двигаться на западо-юго-запад, как если бы действительно оказались в Нефтекамске. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B.