Кавказ назвали одним из двух центров доместикации винограда

Второй находился в Передней Азии

Генетики исследовали более 3500 геномов винограда и пришли к выводу, что это растение одомашнили в двух центрах – в Передней Азии и на Кавказе. По их расчетам, это произошло около 11 тысяч лет назад, то есть примерно в то же время, что и злаковые растения. Однако полученные результаты еще предстоит проверить, привлекая археологические образцы для анализа древней ДНК. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Виноград – одна из ценных плодовых культур, которую человек выращивает с глубокой древности. Сегодня в мире насчитывается около семи–восьми миллионов гектаров виноградников, урожай с которых идет на производство вин, соков, столового винограда и изюма. Однако до сих пор нет точного понимания, когда и где одомашнили это растение. Долгое время археологические данные указывали на то, что это произошло на Ближнем Востоке около восьми тысяч лет назад, то есть в эпоху неолита. Но недавно не менее древние свидетельства археологи и химики обнаружили на территории современной Грузии. Поэтому возникает вопрос, был ли один центр доместикации винограда или их было несколько.

Разобраться в этом решил Ян Дун (Yang Dong) из Юньнаньского сельскохозяйственного университета вместе с коллегами из 16 стран мира. Для этого они проанализировали более 3500 геномов винограда, образцы которого были собраны из разных уголков мира. Анализ этого массива данных позволил отвергнуть идею о том, что был один центр доместикации этого растения.

По данным генетиков, культурные сорта винограда восходят к двум экотипам, разделившимся около 11 тысяч лет назад (между 12,5 и 10,5 тысячи лет назад). По всей видимости, люди начали выращивать виноград в самом начале эпохи неолита, примерно в то же время, что и злаки. Первый центр доместикации находился в Передней Азии, а второй – на Кавказе. Причем кавказский виноград дал начало местным винным сортам, которые распространились не очень далеко – до Карпатского бассейна.

Культурный виноград из Передней Азии, напротив, распространился очень широко. Так, в Европе он оказался, по всей видимости, вместе с ранними земледельцами, переселявшимися из Анатолии. По расчетам генетиков, мускатные сорта винограда выделились в отдельную линию около 10,5 тысячи лет назад, балканские винные сорта – около 8070 лет назад, пиренейские винные сорта – 7740 лет назад, а западноевропейские винные сорта – 6910 лет назад. Подобная оценка разделения согласуется со временем расселения древних земледельцев и скотоводов по Европе. Причем в новых регионах культурные популяции скрещивались с дикими, что помогло винограду адаптироваться к новым условиям. Вместе с тем полученные результаты еще предстоит проверить, привлекая для исследования образцы древнего винограда.

Ранее на N + 1 рассказывали, что исследователи обнаружили зачатки животноводства у древних охотников-собирателей, живших на территории Сирии в эпоху эпипалеолита (около 12,8–12,3 тысячи лет назад). Анализ сферолитов из памятника Абу-Хурейра указал на то, что местные жители кратковременно держали животных и использовали их навоз в качестве топлива.

Инвазивный лох и инвазивный сомик помогли друг другу захватить приток реки Колорадо