Корабль Crew Dragon успешно приводнился в Мексиканском заливе

Завершился второй полет возобновленной программы перекрестных полетов

Космический корабль Crew Dragon, летавший к МКС в рамках миссии Crew-5, успешно приводнился у побережья Флориды. Таким образом, второй полет из новой серии перекрестных полетов между «Роскосмосом» и NASA успешно завершен. На Землю вернулись астронавты NASA Николь Манн (Nicole Mann) и Джош Кассада (Josh Cassada), японский астронавт Коити Ваката (Koichi Wakata) и российская космонавтка Анна Кикина, сообщает NASA.

После посадки корабль был погружен на палубу спасательного судна «Шэннон». После необходимых проверок люк был открыт, и путешественники выбрались из капсулы.

Программа перекрестных полетов между «Роскосмосом» и NASA была возобновлена летом прошлого года. До этого она действовала до 2011 года, когда NASA свернуло программу Space Shuttle, после чего «Роскосмос» на платной основе длительное время доставлял астронавтов NASA на МКС при помощи кораблей «Союз». Ситуация вновь изменилась после появления у NASA нового пилотируемого космического корабля Crew Dragon от компании SpaceX.

Первоначально было запланировано шесть полетов — три российских космонавта полетят к МКС на трех кораблях Crew Dragon, а три американских астронавта — на трех кораблях «Союз МС». В начале марта этого года программу расширили еще одним полетом — космонавт Александр Гребенкин полетит к станции в рамках миссии Crew-8 в начале 2024 года.

Первый полет по возобновленной программе перекрестных полетов состоялся 21 сентября 2022 года, когда на «Союзе МС-22» к МКС отправился астронавт NASA Франсиско Рубио. Ответный полет стартовал в октябре 2022 года, в рамках миссии Crew-5 к МКС отправились астронавты NASA Николь Манн и Джош Кассада, астронавт JAXA Коити Ваката и космонавтка Анна Кикина, которая стала пятой женщиной, полетевшей в космос за всю историю отечественной космонавтики, и первым россиянином, слетавшим на Crew Dragon.

До этого российские космонавты последний раз летали на американских кораблях в 2002 году, когда Николай Бударин был на борту шаттла «Индевор» в рамках миссии STS-113.

За время пребывания на МКС экипаж Crew-5 провел около 200 научных и технологических экспериментов, в том числе помог в установке новых гибких солнечных батарей iROSA, а также пережил поломки пилотируемого корабля «Союз МС-22» и грузового корабля «Прогресс МС-21», которые получили течи в системах терморегуляции. В первом случае пристыкованный Crew Dragon до момента прибытия к МКС корабля-спасателя «Союз МС-23» выполнял роль спасательной шлюпки для экипажа станции.

Отстыковка Crew Dragon от узлового модуля «Гармония» первоначально была намечена на 10 марта 2022 года, но состоялась спустя сутки из-за плохой погоды в семи зонах для приводнения корабля в Атлантическом океане и Мексиканском заливе. В 5:02 утра по московскому времени 12 марта Crew Dragon успешно приводнился на парашютах вблизи побережья Флориды, извлекать его из воды будет спасательный корабль компании SpaceX.

Подробно об аварии на «Союзе МС-22» мы рассказывали в материале «Что протекло в „Циолковском“».

ESA одобрило постройку орбитального венерианского зонда EnVision