Разбираемся в поломке российского корабля, пристыкованного к МКС
На прошлой неделе российский корабль «Союз МС-22» с собственным именем «Константин Циолковский», пристыкованный к МКС, распылил вокруг целое облако теплоносителя. Жидкость била из пробоины несколько часов и последствия этой аварии, похоже, поменяют программу полетов на станцию и планы партнеров по МКС как минимум на несколько месяцев — сильнее, чем таинственная дырка в 2018 году или недавняя утечка в модуле «Звезда». В результате трое из семи членов экипажа станции оказались без обязательной спасательной шлюпки, и как эта ситуация разрешится, пока не ясно.
Что именно пробило борт «Союза» — неясно. Астроном Виктор Воропаев из Института прикладной математики имени Келдыша говорит, что это мог быть метеор из потока Геминиды.
Но с таким же успехом это может быть и космический мусор: например, обломок спутника «Космос-1408», который разнесли в клочья российские военные, испытывая противоспутниковое оружие. МКС дважды подряд — в июне и в октябре этого года — уклонялась от фрагментов погибшего в 2021 году аппарата. Однако системы контроля космического пространства отслеживают только крупные осколки размером больше 10 сантиметров — сейчас в каталоге их 25,9 тысячи. Но даже фрагменты размером в несколько миллиметров могут нанести космическим кораблям серьезный урон (читайте об этом подробнее в нашем материале «Мусорный пояс»). Что именно это было, можно будет понять, возможно, только изучив под микроскопом получившееся отверстие.
Удар пока неизвестного объекта пришелся в наружный радиатор системы терморегуляции «Союза».
Жидкость, которая полетела из «Союза», — это изооктан, который на Земле используют в качестве эталона для оценки качества автомобильного бензина, поскольку его октановое число — 100. На российском корабле около 45 литров изооктана играют роль теплоносителя в одном из двух контуров системы терморегулирования — контуре навесных радиаторов, который собирает избыточное тепло от бортовой ЭВМ и другого оборудования в приборно-агрегатном отсеке.
Тепло этот контур сбрасывает через наружный радиатор. Это металлическая пластина с трубочками, по которым течет теплоноситель и отдает тепло в открытый космос — в форме излучения. Трубки радиатора хорошо видно в нижней части корабля, которая обычно выкрашена белой светоотражающей краской.
Как только в трубке радиатора появилось отверстие (директор Роскосмоса говорит, что его диаметр не превышает 0,8 миллиметра), давление в нем упало, теплоноситель вскипел и начал испаряться в открытый космос — что хорошо видно на снимках и видео со станции.
Лишившись теплоносителя, весь контур наружных радиаторов работать не может — так что избыточное тепло от аппаратуры остается в приборно-агрегатном отсеке. Еще хуже то, что это нарушило работу второго контура терморегуляции «Союза» — контур жилых отсеков.
Он, как и первый, заполнен теплоносителем — в нем циркулирует около 18 литров жидкости «триол» — это нетоксичный водный раствор глицерина с антикоррозийными присадками, который не замерзает до 18 градусов ниже нуля (но в системе на всякий случай все равно предусмотрена возможность электроподогрева жидкости).
Этот контур поддерживает в спускаемом аппарате и бытовом отсеке корабля температуру в интервале от 18 до 25 градусов, а также обеспечивает тепловой режим двигателей причаливания и ориентации в приборно-агрегатном отсеке. Для сбора тепла в каждом из них есть по холодильно-сушильному агрегату. По сути это обыкновенные кондиционеры: вентиляторы, радиатор, конденсатор. Воздух отдает тепло и избыточную влагу в систему терморегуляции и возвращается в отсек.
Все собранное тепло контур жилых отсеков отдает контуру наружных радиаторов через теплообменник. Жидкости в нем не смешиваются и никак не контактируют, тепло передается через стенки труб — от триола к изооктану.
Контур жилых отсеков, вероятно, не пострадал. Но он стал бесполезным, потому что отдать тепло он может только в контур наружных радиаторов, в котором теплоносителя больше нет, и принять это тепло некому.
Все это означает, что корабль лишился системы терморегуляции и в момент закрытия люков он станет термосом — никакого другого способа сбросить тепло у него нет. Нет у «Союза» и дублирующей системы терморегуляции.
Найти и заделать пробоину в теории можно, хотя это непростая задача. Людям придется выходить в открытый космос и добираться до дальнего конца «Союза», который, в отличие от МКС, мало приспособлен для перемещения по его внешней поверхности. Например, для внешнего осмотра «Союза МС-09», в котором в 2018 году появилась дырка, космонавтам пришлось использовать грузовую «Стрелу» и специальные площадки для работы человека.
Пока что место утечки осмотрели при помощи камер на американских манипуляторах SSRMS и SPDM и увидели, что следы течи находятся рядом с креплением для солнечной батареи.
Но даже если удастся добраться до пробоины и заделать ее, это будет только полдела. Восстановление работы системы терморегуляции будет намного сложнее. На борту станции нет изооктана. А если бы и был, то просто залить ее в систему через горловину (представим, что она есть), как на Земле, не получится. Нужно создавать герметичное соединение и закачивать жидкость насосом, который тоже нужно где-то раздобыть.
Пока корабль пристыкован к МКС, за него можно не переживать — в нем, конечно, потеплеет, но часть избыточного тепла из отсеков будет уходить по трубе вентиляции в систему терморегуляции станции.
Можно ли отправляться на таком «Союзе» в автономный полет — неясно. Выход из строя системы терморегуляции входит в список нештатных ситуаций в руководстве экипажа, и в учебных пособиях для экипажей «Союзов» прямо сказано, что в случае такой нештатной ситуации «программа полета прекращается и осуществляется досрочный спуск с периодическим изменением ориентации корабля».
Есть еще требования к безопасности на МКС — одним из главных является присутствие корабля-спасательной шлюпки. Сейчас на борту станции семь человек — четверо прилетели на корабле Dragon Crew, он в порядке, а вот трое с «Союза», возможно, остались без корабля.
Государственная комиссия еще не решила, можно ли использовать российский корабль для полета. Если нет, то возможно придется готовить к срочному пуску следующий «Союз», «Союз МС-23», который уже на Байконуре, и чей пуск планировался на март. По заявлению «Роскосмоса», его подготовку к пуску можно закончить за 45 дней, если начать с момента аварии.
Этот «Союз» придется отправить к МКС в беспилотном режиме, чтобы там хватило места всему экипажу. И после этого придется перекраивать всю программу полетов и решать судьбу корабля, превратившегося в термос.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Если вы смотрели трансляции пусков российских кораблей, их стыковки с МКС, выходы в открытый космос, то картинка ниже вам наверняка запомнилась: это вид экрана, который видят космонавты и операторы ЦУПа во время стыковки и отстыковки корабля от МКС. Изображение на нем загораживают какие-то непонятные аббревиатуры и цифры: ДУС 131, ИН: ТЕСТ ДПС, ГСО НЕТ и тому подобное. Мы обязательно увидим подобные кадры, когда модуль «Наука» будет стыковаться с МКС. Давайте разберемся в том, что все эти буквы значат.