Последнюю вспышку ковида в Китае списали на уже известные штаммы

Во всем обвинили известные субварианты омикрона

Во время последней вспышки ковида в Пекине в конце 2022 года ученые не нашли новых вариантов вируса SARS-CoV-2. Виновными в новой эпидемии ученые называют совместную циркуляцию двух известных субвариантов омикрона — BF.7 и BA.5.2. Хотя основное исследование проходило в Пекине, эпидемиологи уверены, что его результаты можно распространить на всю страну. Результаты исследования опубликованы в журнале The Lancet.

Появившийся в конце 2021 года в Южной Африке вариант омикрон быстро распространился по всей планете, вытеснив другие, лидирующие на тот момент, варианты коронавируса. Всемирную организацию здравоохранения тогда особо беспокоила высокая частота его мутаций и высокая заразность.

Жесткие карантинные меры в Китае защищали страну от новых крупных вспышек ковида, в том числе тех, которые вызывал заразный омикрон, начиная со времен начала пандемии в 2020 году (подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Китайский вал»). Однако из-за жестких ограничений, которая предусматривала эта политика, в ноябре 2022 года в стране вспыхнула серия протестов, когда люди требовали смягчения мер по профилактике ковида. Власти пошли навстречу протестующим, отменив некоторые эпидемиологические мероприятия. Почти сразу после этого в Китае произошла вспышка заболеваемости ковидом.

Эти события привлекли внимание мировой общественности в отношении того, вызвана ли эпидемия новыми штаммами и вариантами коронавируса, и стоит ли ожидать новой волны заболеваний по всему миру. Кваньи Ван (Quanyi Wang) с коллегами из Пекинского центра контроля и профилактики заболеваний исследовали геномные характеристики вариантов коронавируса, которые циркулировали в Пекине в 2022 году.

В общей сложности с 1 января по 30 ноября 2022 года в Пекине зарегистрировали 39007 случаев ковида. Средний возраст всех пациентов составил 40,16 лет. Врачи обнаружили ковид у 663 детей младше пяти лет и у 4380 пожилых старше 60 лет.

С 14 ноября 2022 года число заболевших ковидом заметно увеличилось, однако точное их количество ученым выяснить не удалось, поэтому они пользовались статистическими расчетами числа заболевших. До 14 ноября в Пекине наблюдалась только одна локальная вспышка, которая затронула 2230 человек, с 22 апреля по 4 июля. По расчетам ученых с 1 января по 28 декабря в Пекине 2600 случаев ковида оказались завезенными из-за рубежа.

Среди всех лабораторно подтвержденных случаев заболевания ковидом (местных и завезенных), которые выявили в Пекине в 2022 году, 3745 были отобраны для геномного секвенирования. Из них ученым удалось получить 2994 полных генома SARS-CoV-2, из которых 2881 оказались высококачественными и подходили для дальнейшего анализа. Пробы были взяты из всех районов Пекина и охватывали весь 2022 год.

Виновником 114 случаев заболевания был вариант дельта, на вариант омикрон приходилось подавляющее большинство случаев болезни — 2767. Детальный анализ показывает, что небольшое количество случаев заболевания вызвано ранее зарегистрированными рекомбинантными субвариантами омикрона — XBB (один случай), XBB.1 (девять случаев) и XBB.2 (один случай). Основными виновниками большинства случаев ковида ученые признали три субварианта омикрона — BA.2.2.1, BF.7 и BA.5.2. Два последних спровоцировали вспышку заболеваемости в ноябре 2022.

Среди местных случаев заражения субвариант BF.7 спровоцировал 265 (75,71 процента) из них и стал доминирующим штаммом в Пекине после 14 ноября. BA.5.2 и BA.5.1 заняли второе и третье места по распространенности. BF.7 стал лидирующим субвариантом омикрона, который вызывал заболевания, как у амбулаторных, так и у стационарных пациентов. Ученые не нашли значимой разницы в риске госпитализации в зависимости от субварианта.

По словам ученых их данные о распространении ранее известных субвариантов омикрона в Пекине в ноябре-декабре 2022 года, где постоянная численность населения оценивается в 21 миллион человек, можно экстраполировать на весь Китай из-за особенностей внутренней миграции населения. Таким образом, ученые не обнаружили свидетельств того, что вспышка ковида в конце 2022 года вызвана новыми вариантами коронавируса.

Сейчас весь мир беспокоит другой вариант коронавируса — кракен. Он быстро распространяется по всем странам и успел попасть в Россию — его обнаружили в Пензенской области.

Микропластик в атеросклеротических бляшках повысил риск инфаркта и инсульта