Яйца паразитов указали на плохую санитарную обстановку в средневековой Фанагории

Их обнаружили в системе водостока VIII века

Палеопаразитологи исследовали образцы грунта, извлеченного из системы водостока средневековой Фанагории, и обнаружили в них многочисленные яйца гельминтов. По мнению ученых, часть из них указывает на то, что люди или домашние животные могли заразиться паразитами из-за приема в пищу сырой или плохо обработанной рыбы. Многочисленные яйца аскарид и власоглавов, в свою очередь, свидетельствуют о том, что в VIII веке санитарная обстановка в городе оставляла желать лучшего. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

В ходе Великой греческой колонизации, около 539 года до нашей эры, переселенцы из Малой Азии основали на Тамани город Фанагория, который, несмотря на несколько серьезных кризисов, просуществовал около 16 столетий. Благоприятные природные условия позволили грекам превратить этот город в важный культурный и экономический центр всего Причерноморья. В конце V века до нашей эры Фанагория вошла в состав Боспорского царства, а в конце II века до нашей эры ее захватило Понтийское царство. В эпоху раннего Средневековья город входил в состав Хазарского каганата. Гибель Фанагории произошла в X веке в результате какого-то вражеского нашествия.

Характерной чертой этого древнего памятника выступает то, что сегодня он остается практически свободным от современной застройки. Поэтому вся территория городища площадью примерно 60 гектаров (треть из которой затоплена) доступна для исследователей. Кроме того, с трех сторон городище окружено большими некрополями и остатками разного рода сооружений. С разной периодичностью археологи работали на этом памятнике с XIX столетия, однако систематические научные изыскания начались лишь в 1936 году.

За годы раскопок ученые успели изучить планировку и застройку города, его храмы, общественные, хозяйственные и прочие сооружения, а также найти многочисленные греческие надписи, клады и разные артефакты. Например, в 2009 году здесь обнаружили дворец царя Митридата, известного благодаря своим бесконечным войнам против Рима и ежедневным приемам небольших порций ядов. Кроме того, несколько позже в Фанагории раскопали древнейший античный храм, располагавшийся на территории России, и сделали и еще множество значимых находок.

Сергей Слепченко (Sergey Slepchenko) из Тюменского научного центра СО РАН совместно с коллегами решил выяснить, в какой санитарной обстановке жили люди в Фанагории в VIII веке нашей эры. Для этого они исследовали три образца грунта массой от 100 до 300 грамм, собранные во время раскопок системы водостока, которую недавно обнаружили в «Нижнем городе».

В результате этой работы они обнаружили многочисленные яйца паразитов, отсутствовавшие в контрольном образце. По два яйца принадлежали гельминтам из семейств Opisthorchiidae и Diphyllobothriidae, еще три — представителям семейства тениид (Taeniidae). Гораздо больше оказались представлены аскариды (Ascaris) и власоглавы (Trichuris), на долю которых пришлось 16,6 и 60,1 процента всех обнаруженных яиц. Широко оказались представлены и паразиты из семейства брахилемид (Brachylaimidae), на долю которых пришлось 19 процентов.

Исследователи отметили, что от обнаруженных паразитов могли страдать как люди, так и домашние животные. Например, заражение трематодами из семейства Opisthorchiidae (видимо, описторхами Opisthorchis felineus или меторхами Metorchis bilis) и ленточными червями из семейства Diphyllobothriidae (вероятно, широким лентецом Diphyllobothrium latum) произошло из-за употребления в пищу сушеной, слабосоленой или сырой рыбы, пойманной в Кубани или более отдаленных водоемах. Заражение другими паразитами могло произойти из-за употребления в пищу термически плохо обработанного или сырого мяса.

По мнению ученых, власоглавами и аскаридами могли быть заражены люди и/или свиньи. Они отметили, что около четверти обнаруженных здесь костей животных принадлежали свиньям. Возможно, эти животные свободно разгуливали по поселению, благодаря чему паразиты попали в водосток. При этом исследователи не стали исключать, что яйца гельминтов вполне могли угодить туда и вместе с человеческими фекалиями. В целом же санитарная обстановка в раннесредневековой Фанагории, видимо, оставляла желать лучшего. Многочисленные яйца гельминтов, похоже, попадали в водосток вместе со сточными и дождевыми водами, которые собирались, возможно, для полива растений или для домашних животных.

В прошлом году на N + 1 рассказывали об археологических находках, сделанных в Фанагории. Так, исследователи раскопали захоронение жрицы или поклонницы Афродиты, жившей в I веке нашей эры. Кроме того, археологи обнаружили детскую спальню хазарского времени.

Сибирские первопроходцы пострадали от кишечных паразитов