Изображение нашли во время раскопок неолитического памятника Сайбурч
Археологи во время раскопок неолитического памятника Сайбурч, расположенного на юго-востоке Турции, обнаружили рельефные изображения возрастом около 11 тысяч лет. Одна из композиций состоит из горельефной мужской фигуры, держащей в руке пенис. С двух сторон этого человека окружают леопарды. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
Не позднее X тысячелетия до нашей эры на территории Плодородного полумесяца начался процесс перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему — шла доместикация злаковых культур и диких животных. В первую очередь речь об азиатском муфлоне (Ovis gmelini) и безоаровом козле (Capra aegagrus), то есть о предках домашних овец и коз. В этот период люди не только переходили к новому образу жизни, связанному с появлением долговременных поселений, но и меняли систему своего мировоззрения.
Так, примерно в это время появляется знаменитый храмовый комплекс Гёбекли-Тепе с его культом черепов, построенный, видимо, еще эпипалеолитическими охотниками-собирателями (или представителями докерамического неолита). Возникают и другие святилища, в некоторых из которых видное место занимал фаллический культ. Например, в прошлом году археологи обнаружили древнее святилище IX тысячелетия до нашей эры, в котором находились 11 вертикально установленных каменных столбов в виде фаллосов. Причем перед тем, как его оставить, люди намеренно засыпали сооружение землей, камнями и скальной породой.
Эйлем Оздоган (Eylem Özdoğan) представила результаты раскопок неолитического памятника Сайбурч, расположенного на юго-востоке современной Турции, примерно в 60 километрах к востоку от реки Евфрат. Исследования этого поселения IX тысячелетия до нашей эры, начавшиеся в прошлом году, позволили выявить два комплекса докерамического неолита. Первый из них представляет собой остатки общественных сооружений, второй — жилых зданий.
В одной из общественных построек археологи обнаружили поверхность размером 0,7—0,9×3,7 метра, на которой изображены две взаимосвязанные композиции, состоящие из пяти фигур. Одна из них представляет собой горельеф (скульптурный выпуклый рельеф) в виде мужчины, обращенного лицом к смотрящему (анфас). В своей правой руке этот человек держит пенис. Хотя его голова оказалась повреждена, ученые отметили ее характерные черты: округлую форму лица, большие уши, выпученные глаза и толстые губы. На его шее изображен платок или ожерелье.
С обеих сторон на мужчину смотрят рельефные леопарды, изображенные в профиль. Хищные кошки изображены с открытыми ртами, из которых видны зубы. Их хвосты подняты и направлены в сторону человека. Один из леопардов также изображен с пенисом, в то время как другой — нет.
Вторая композиция состоит из человеческой фигуры — возможно, мужчины, который изображен с присогнутыми в коленях ногами. Его левая рука с раскрытой ладонью поднята в верх, причем она изображена с шестью пальцами. В то время как в правой руке он держит змею или трещотку. Рядом с этим человеком находится изображение быка, голову которого сделали так, чтобы было видно оба рога.
По данным Оздогана, обнаруженные рельефы соответствуют по своей стилистике эпохе неолита. Так, единственными деталями, по которым можно определить пол фигур, выступают фаллосы. В то же время делается акцент на опасностях, исходящих от животных. При этом рельефы с памятника Сайбурч отличаются тем, что обе сцены кажутся связанными друг с другом.
Но не только в неолитической Анатолии древние люди вырезали фаллосы на каменных поверхностях. Например, весной этого года в Виндоланде нашли небольшую каменную плиту, на которой были вырезаны изображение фаллоса и надпись. В ней сообщалось, что некий Секундин — засранец.
Археологи раскопали 31 артефакт из кости и рога
Археологи обнаружили во время раскопок древнеримской виллы в английском графстве Эссекс фрагменты костяных и роговых накладок, которые, по-видимому, первоначально украшали шкатулку. Пластинки богато украшены человеческими фигурами, зооморфными и прочими мотивами, среди которых лучше всего сохранилось изображение женщины. Как сообщается в статье, находки относятся к IV–V векам нашей эры.