Это самая массовая гибель этих тюленей по меньшей мере за десять лет
В Каспийском море произошла массовая гибель эндемичных нерп. За несколько дней на побережье Дагестана вынесло около 2500 мертвых особей. Это самая масштабная гибель каспийских тюленей по крайней мере за десять лет — и серьезный удар для этого исчезающего вида. Причины происшествия, отмечает ТАСС, пока остаются неизвестными, однако российские чиновники склонны объяснять его естественными факторами, например, выбросами природного газа.
Каспийские нерпы (Pusa caspica), также известные как каспийские тюлени, — одни из немногих ластоногих, обитающих во внутренних водоемов. Ареал этого вида, родственного кольчатым (P. hispida) и байкальским (P. sibirica) нерпам, ограничен Каспийским морем. Еще в начале прошлого века здесь обитало около пяти миллионов нерп, однако сто лет спустя их популяция в результате человеческой деятельности сократилась до примерно четырехсот тысяч особей. В наши дни нерп осталось еще меньше. По некоторым оценкам, численность этого вида не превышает ста пятидесяти тысяч особей, а по другим, она в два раза ниже.
Основными угрозами для каспийских нерп считаются незаконная охота, гибель в сетях, добыча полезных ископаемых, сокращение кормовой базы, судоходство и вызванная глобальным потеплением нехватка морского льда, на котором самки приносят детенышей. А в последние годы регулярно происходит массовая гибель этих ластоногих. Например, в декабре 2020 года на дагестанское побережье Каспия вынесло около 300 мертвых тюленей. Тогда зоологи из Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН предположили, что животные погибли из-за выброса природного газа в результате сейсмической активности.
Нынешней зимой популяция каспийских нерп понесла еще более серьезные потери. Третьего декабря Северо-Кавказское территориальное управление Росрыболовства сообщило, что на дагестанском побережье были обнаружены 700 погибших особей этого вида. Четвертого декабря в Каспийском природоохранном центре заявили, что число мертвых тюленей увеличилось до 1,7 тысячи. А пятого декабря в минприроды республики озвучило цифру в 2,5 тысячи особей. Особенно много туш выбросило в районе Юзбаша, а также между устьями рек Сулак и Шуринка. Возможно, это окончательная цифра.
Судя по состоянию выброшенных тюленей, они погибли около двух недель назад. Никаких следов насильственной гибели, например, запутывания в сетях, специалисты не обнаружили. А в воде пока не зафиксировано повышения концентрации загрязняющих веществ (хотя анализ всех собранных проб будет готов лишь к концу недели). Таким образом, причины массовой гибели ластоногих остаются неизвестными. Пока предполагается, что они были естественными. Например, по мнению главы Росприроднадзора Светланы Радионовой (Svetlana Radionova), тюлени могли умереть из-за гипоксии в результате выброса природного газа. А в Северо-Кавказском территориальном управлении Росрыболовства обвиняют в гибели животных продолжительные штормы.
Какой бы ни были причины смерти нерп, это самая массовая их гибель по меньшей мере за десять лет — и серьезный удар для и без того сокращающейся популяции. После изучения нынешнего случая российские чиновники и ученые планируют созвать круглый стол, посвященный сохранению этого редкого вида.
Люди губят популяции тюленей уже на протяжении нескольких тысяч лет. Например, недавно зоологи выяснили, что численность средиземноморских тюленей-монахов (Monachus monachus), которые считаются одними из самых редких ластоногих, резко сократилась в эпоху античности и раннего средневековья. Судя по всему, древние римляне и, возможно, некоторые другие народы так активно охотились на тюленей ради жира, кожи и мяса, что подорвали большинство популяций. Для сравнения, другие виды ластоногих пережили похожий спад численности лишь в XIX-XX веках, в период коммерческого промысла.
Почему города становятся заповедниками для редких животных
Несколько лет назад зоологов удивили одни из самых редких сумчатых Австралии — западные кольцехвостые кускусы (Pseudocheirus occidentalis). Двадцать животных, которых ученые пометили датчиками, отказались возвращаться в дикие кустарниковые заросли. Вместо этого они проводили все время в городе Албани: в принадлежащих местным жителям садах и на высаженных вдоль улиц деревьях. Так выяснилось, что Албани — один из главных оплотов вымирающего вида.