Ледоколы разлучили тюленят с матерями

Ледоколы могут разлучать Каспийских тюленей, находящихся под угрозой исчезновения, с потомством, сообщает международная команда зоологов. Исследователи не могут сказать, насколько опасны морские суда для животных, однако призывают обратить на проблему внимание. Статья опубликована в журнале Biological Conservation.

Каспийские тюлени — это эндемичный вид, обитающий в Каспийском море. Несмотря на то, что количество особей в 2005-2012 годах достигало 104-168 тысяч, численность вида за последний век снизилась примерно на 90 процентов. Зимой и ранней весной каспийские тюлени мигрируют в северную часть моря, где они размножаются и производят на свет потомство. Животные образуют большие скопления на толстых слоях льда, в том числе и в районе Кашагана, крупного шельфового нефтегазового месторождения Казахстана. Путь к нефтяным платформам в это время года прокладывают ледоколы, что, по мнению ученых, может угрожать каспийским тюленям.

Авторы новой работы вели наблюдения с 2006 по 2013 год. За это время исследователи совершили 39 проходок на ледоколе по 300-километровому маршруту, пролегающему между Баутино и Кашаганским регионом. За шесть лет зоологи насчитали 81 случай прохождения ледокола при создании нового канала менее чем в 10 метрах от детенышей каспийского тюленя. Кроме того, уже проложенные каналы, как правило, колонизировались тюленями, и беременные самки и матери с потомством часто находились близко к краю. Таким образом, исследователи дополнительно зарегистрировали 281 случай приближения ледохода менее чем на 10 метров к

Когда судно проплывало рядом, матери с детенышами пытались от него уйти, покинув зону, где располагались остальные самки с потомством. В некоторых случаях мать оставляла белька на льду одного или вдалеке. Новорожденные каспийские тюлени не ныряют в воду до тех пор, пока не подрастут, так как их шерсть еще не обеспечивает достаточную защиту от холодной воды. Ученые заметили около 6 случаев, когда детеныш намок при прохождении ледокола. «Это может привести к большим потерям энергии, а в самом худшем случае даже к смерти белька», — комментирует один из авторов работы. После исследователи видели мертвых детенышей каспийского тюленя вблизи каналов, однако что становилось причиной их смерти — влияние человека или другие животные — точно неизвестно.

Ледокол задевал тюленей 20 раз, при этом в 13 случаев столкновение происходило с бельком. Скорость судна в 12 случаях превышала 4 узла (7,4 километра в час), а большинство столкновений происходили ночью, когда ничего не видно. Чтобы избежать столкновений с тюленями ночью, исследователи предложили использовать на ледоколах тепловые сенсоры.

Исследователи подчеркивают, что отлучение матери от новорожденного тюленя может угрожать его безопасности, а кроме того, это вызывает стресс как у матерей, так и у потомства. Тем не менее, исследователи сейчас не могут точно оценить, насколько значительна угроза, создаваемая морскими судами, для животных. Больший ущерб, вероятно, причиняют браконьеры, случайно вылавливающие животных вместе с рыбой, а также загрязнение, однако зоологи все равно призывают обратить внимание на проблему.

Представители семейства настоящих тюленей являются единственными млекопитающими, которые способны запоминать ритм звуков, что позволяет им в точности отличать голоса друг друга. Также известно, что тюлени с помощью вибрисс могут улавливать движение воды, которое создают плавающие рыбы — это помогает им обнаружить добычу. Специалисты из США сейчас исследуют тюленьи усы, чтобы создать высокоточные сенсоры для кораблей и подводных лодок.

Людьми вырастут?