Датские археологи обнаружили на дне Балтийского моря три прекрасно сохранившихся корабля

Возраст судов не менее 300 лет

Датские подводные археологи обнаружили на дне Балтийского моря три затонувших корабля, возраст которых не менее 300 лет. Предположительно два из них происходят из Нидерландов, еще один — из Скандинавии. Благодаря условиям Балтийского моря корабли отлично сохранились. Об этом сообщается на сайте компании JD-Contractor.

Обычно работа археологов сосредоточена на поиске и раскопках памятников древности, скрытых под землей. Однако в действительности область их исследований гораздо шире. Например, в последние десятилетия (не в последнюю очередь благодаря ледяной мумии Этци, о которой можно прочитать в материале «Из пропасти во льду») набрала обороты ледниковая археология, в рамках которой ученые ищут и изучают предметы и биологические материалы, долгое время находившиеся подо льдом и снегом. Другое направление — это подводная археология (или гидроархеология), изучающая затопленные объекты культурного наследия.

Чаще всего о работе подводных археологов узнают благодаря исследованиям давно затонувших судов. Например, в этом году антарктическая экспедиция обнаружила корабль «Эндьюранс», потерпевший крушение у берегов самого южного континента больше ста лет назад. В США же ученые подняли со дна озера каноэ возрастом около трех тысяч лет. Кроме того, подводные археологи исследуют освоенные человеком участки суши, ушедшие под воду. Например, в нашей стране такие работы проходят на известной греческой колонии Фанагория, треть которой находится на дне Тамаского залива. В Европе исследования ведутся на многочисленных озерах, где когда-то находились свайные поселения или искусственные острова.

Экспедиция из Военно-морского музея Ютландии под руководством Герта Андерсона (Gert Andersen) при участии исследователей из Национального музея Дании и компании JD-Contractor, предоставившей исследовательское судно и подводные аппараты, провела работы в Балтийском море. Ученые отметили, что в отличие от Северного моря, где затонувшие корабли очень быстро разрушаются, в Балтийском море деревянные конструкции сохраняются очень хорошо. Это связано с тем, что корабельные черви (Teredinidae) не могут жить в пресной воде на большой глубине в условиях низкого содержания кислорода и кислой среды. По этой же причине на исследованном участке не ведется промышленное рыболовство — иначе бы затонувшие корабли повредили снастями.

Команде морских археологов удалось обнаружить и заснять три прекрасно сохранившихся корабля, которые, по предварительным оценкам, пролежали на дне более 300 лет. По мнению исследователей, два из них с большой вероятностью представляют собой грузовые суда из Нидерландов. Третье же — самое большое — похоже, происходит из Скандинавии. По словам археологов, все три находки лежат на морском дне на глубине около 150 метров в полной темноте и благодаря своей превосходной сохранности напоминают корабли-призраки.

С помощью фотограмметрии ученым удалось построить детализированные трехмерные реконструкции затонувших кораблей. Более того, один из конструктивных элементов судна археологам даже удалось поднять на поверхность, где его планируется законсервировать и исследовать.

Ранее на N + 1 рассказывали о новом исследовании флагманского корабля «Грипсхунден», затонувшего в 1495 году недалеко от берега современной Швеции. Ученые обнаружили артиллерийское вооружение, личное стрелковое оружие, а также фрагменты самого корабля. Однако они не нашли свидетельств того, что кораблекрушение сопровождалось пожаром, о чем известно из исторических источников.

В сарматском погребении нашли меч типа <i>Gladius Hispaniensis</i>