Он немного обошел малого пингвина
Новозеландцы выбрали птицу 2022 года. Победителем конкурса стал скалистый новозеландский крапивник — мелкая птица, которая живет в горах Южного острова и, возможно, впадает на зиму в спячку. Как отмечает The Guardian, хотя крапивник менее известен и популярен, чем киви или какапо, он тоже нуждается в защите от инвазивных хищников и антропогенных изменений климата.
Каждую осень в Новой Зеландии выбирают птицу года. В онлайн-голосовании, которое организует природоохранная организация Forest & Bird, участвуют все виды пернатых, которые гнездятся или зимуют в этой стране. А отдать голос за полюбившийся вид может любой желающий, даже если сам он не живет в Новой Зеландии. Главная цель конкурса — привлечь внимание общественности к сохранению новозеландских пернатых, многие из которых оказались на грани исчезновения по вине человека и инвазивных млекопитающих, завезенных им на архипелаг.
В разные годы птицами года становились нелетающий попугай какапо (Strigops habroptilus), великолепный пингвин (Megadyptes antipodes) и киви (Apteryx) (все пять видов выступают в качестве единого кандидата). А в прошлом году птицей года неожиданно для всех стала летучая мышь — новозеландский выростогуб (Chalinolobus tuberculatus). Ее включили в голосование из-за того, что обитающие в Новой Зеландии рукокрылые сталкиваются с теми же угрозами, что и птицы.
В этом году сотрудники Forest & Bird решили уделить особое внимание малоизвестным и непопулярным видам птиц, которые не пользуются такой же любовью, как, например, киви, но тоже заслуживают защиты. Чтобы у таких видов появился шанс на победу, организаторы даже исключили из числа кандидатов какапо, который становился птицей года дважды, в 2008 и 2020 годах. Кроме того, в попытке дополнительно поддержать непопулярных пернатых, их профили на сайте голосования снабдили пометкой «Underbird» («Птица-аутсайдер»).
В минувший понедельник организаторы подвели итоги голосования. Победителем был признан скалистый новозеландский крапивник (Xenicus gilviventris), который немного обошел малого пингвина (Eudyptula minor). Вопреки названию, эта мелкая птица, обитающая в горах Южного острова и, возможно, впадающая на зиму в спячку, не имеет ничего общего с настоящими крапивниками (Troglodytidae) из Евразии, Северной Африки и Америки, а относится к эндемичному для Новой Зеландии семейству новозеландских крапивников (Acanthisittidae).
Еще несколько столетий назад эта группа примитивных воробьинообразных включала по меньшей мере семь разных видов, однако пять из них вымерли по вине человека и завезенных им хищников и грызунов. Например, кустарниковый новозеландский крапивник (Xenicus longipes) исчез 50 лет назад, а стефенский новозеландский крапивник (Traversia lyalli), который к приходу европейцев выжил только на островке Стивенс в проливе между Северным и Южным островами, вымер в конце XIX века (согласно популярному мифу, вид полностью истребил единственный кот, принадлежавший смотрителю маяка, но в действительности на островке расплодилось много бродячих кошек — и они съели крапивников всего за несколько лет).
Скалистый новозеландский крапивник тоже находится под угрозой исчезновения. На протяжении столетий этой птице удавалось выживать, поскольку в Южных Альпах, где она обитает, слишком холодно для завезенных человеком млекопитающих. Однако из-за антропогенных изменений климата в новозеландских горах становится все теплее. В результате хищники и грызуны поднимаются все выше по склонам, вторгаясь в места обитания крапивников и убивая взрослых особей и разоряя их гнезда. По словам орнитологов, для спасения скалистых новозеландских крапивников необходимы слаженные меры по борьбе с чужеродными видами и изменениями климата.
Ранее мы рассказывали о том, как орнитологи писали новый вид птиц, которые обитает на островах Диего-Рамирес к югу от Южной Америки. Он получил название субантарктическая райадито (Aphrastura subantarctica). Прежде считалось, что местная популяция относится к шипохвостым райадито (A. spinicauda), широко распространенным в Чили и Аргентине. Однако анализ показал, что особи с островов Диего-Рамирес крупнее и ведут себя иначе: вместо того, чтобы лазать по деревьям и строить гнезда в дуплах, они прячутся от ветра в высокой траве и выводят птенцов в заброшенных норах морских птиц
Такое поведение фиксируется в южной резидентной популяции впервые с конца 1980 годов
Осенью 2024 года у северо-западного побережья Северной Америки заметили нескольких южных резидентных косаток, которые носили на головах тушки лососей. Эта традиция была широко распространена в популяции в конце 1980 годов, но с тех пор ее здесь не фиксировали. Зачем косатки удерживают рыбу на голове, остается неясным: возможно, они откладывают ее про запас или просто играют. Как бы то ни было, необычное поведение китообразных, скорее всего, связано с обилием лососей в 1987 и 2024 годах, отмечает New Scientist.