Птицы Северной Америки уменьшились в ответ на изменения климата

Наиболее заметно массу тела уменьшили птицы, обитающие в теплых широтах

Птицы Северной Америки отреагировали на потепление климата уменьшением массы тела. К такому выводу пришли ученые, обработав данные, полученные за тридцать лет наблюдений. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Глобальное потепление некоторым живым организмам даже на руку: так, непрерывно растущие выбросы парниковых газов повысили распространенность более половины существующих инфекционных заболеваний. Но большинство живых существ от изменения климата так или иначе страдают: из-за него снижается выживаемость многих видов, оно угрожает деревьям, а экстремальные температуры влияют на человеческое поведение.

Живые организмы пытаются приспосабливаться к этим изменениям. Так, ранее ученые обнаружили, что птицы амазонских джунглей в ответ на потепление климата уменьшили массу тела, сохранив при этом длинные крылья. Группа ученых под руководством Моргана Тингли (Morgan Tingley) из Калифорнийского университета подтверждает, что этот процесс не ограничен амазонскими джунглями — птицы Северной Америки также уменьшились под влиянием глобальных климатических процессов.

Ученые исследовали более 250 тысяч перелетных птиц Северной Америки, относящихся к 105 различным видам. Данные для этого исследования собрали в период с 1989 по 2018 год в рамках программы «Мониторинг продуктивности и выживаемости птиц» (MAPS) — долгосрочного проекта, действующего по всей Северной Америке.

В исследовании авторы учли лишь самцов в возрасте старше одного года. Такой выбор был сделан в связи с тем, что молодые самцы, до конца не сформировавшиеся и не набравшие массу, могут значительно отличаться от взрослых птиц. Эти различия могли бы внести в данные помехи. По той же причине ученые исключили из исследования самок: для них характерны колебания веса, связанные с формированием и кладкой яиц.

Маленькие тела помогают животным справляться с более высокими температурами, поскольку более высокое соотношение площади поверхности к объему помогает эффективней отводить тепло. Исследователи предположили, что масса тела североамериканских перелетных птиц уменьшилась за последние десятилетия в связи с потеплением климата.

Полученные результаты совпали с предполагаемыми: размер тела птиц действительно уменьшался со временем. Древесная американская ласточка (Tachycineta bicolor) за тридцать лет снизила массу тела на 2,8 процентов, cтранствующий дрозд (Turdus migratorius) — на 1,2 процента, а пушистый дятел (Dryobates pubescens) — на 2,2 процента. В среднем же для всех видов снижение массы тела составило 0,56 процента.

Наиболее заметной тенденция к снижению массы была у птиц в южных широтах. Это позволяет предположить, что именно высокая температура окружающей среды провоцирует морфологические изменения видов.

При этом уменьшение размеров тел не всегда происходило равномерно. Так, птицы, живущие высоко над уровнем моря, сохранили длинные относительно тела крылья.

Ученые связывают это с тем, что крылья состоят в основном из перьев и не рассеивают тепло: для регулирования температуры тела птицы в основном используют ноги и клюв. Более длинные крылья дают птицам, живущим в горах, преимущество, поскольку позволяют летать в разреженном воздухе.

Теоретически, птицы могли бы отреагировать на потепление иначе, мигрируя в более прохладные широты. Но вместо этого птицы «выбрали» уменьшение массы тела. В настоящее время нет доказательств того, что такое уменьшение им вредит, но если температура будет расти и дальше, то птицам придется уменьшаться еще сильнее, а это нельзя делать бесконечно. В таком случае потепление будет особенно опасно для тех птиц, чья среда не предлагает им природных или антропогенных возможностей охладиться: водоемов, тени или фонтанов.

Изменение климата заставляет животных адаптироваться и искать новые способы справляться с высокими температурами. Так, лемуры для охлаждения стали обнимать деревья, а попугаи в Аризоне научились искать прохладу у вентиляционных отверстий зданий.

Орхидных пчел назвали эффективным индикатором деградации амазонских тропиков