Госпитализированные с COVID-19 показали 11-процентный рост риска развития заболевания
Российские, американские и китайские биологи обнаружили, что тяжелое течение COVID-19 приводит к росту риска развития шизофрении. Случаи ковида, которые приводили к госпитализации, на 11 процентов повысили риск развития психического расстройства. Исследование опубликовано в журнале Psychiatry Research.
Люди, перенесшие ковид, нередко продолжают страдать от постковидных симптомов или «долгого ковида». Заболевание имеет серьезные последствия не только для физического здоровья, но и может ухудшать психическое состояние больных. Вирус может проникать в центральную нервную систему, влияя на структуру, метаболизм, функции и активность головного мозга. Даже легкая форма заболевания способна снижать память и концентрацию внимания у переболевших.
Исследователи отмечают, что и при шизофрении, и при SARS-CoV-2 заметно глубокое нарушение гомеостаза нейронов и глии. Также метаанализ показал, что больные шизофренией имеют более высокий риск смертности от COVID-19. Однако пока неизвестно, играют ли различные исходы COVID-19 причинную роль в развитии шизофрении. Предыдущие доказательства связи между COVID-19 и шизофренией в основном получены из клинических наблюдений или корреляционных исследований. При этом изучение причинно-следственных связей может быть затруднено, например, из-за возможной обратной причинно-следственной связи.
Группа ученых под руководством Фу Цюаня Чжана (Fuquan Zhang) из Больницы головного мозга Наньцзинского медицинского университета при участии Анчи Барановой (Ancha Baranova) из Университета Джорджа Мейсона и Медико-генетического научного центра в Москве установили, что связь ковида с шизофренией зависит от тяжести заболевания. Они использовали менделевскую рандомизацию с двумя выборками, чтобы оценить потенциальное причинно-следственное влияние ковида на шизофрению.
Для анализа они использовали данные двух полногеномных ассоциативных исследований (GWAS), содержащие, помимо контроля, 122616 случаев SARS-CoV-2 и 32519 случаев госпитализации с COVID-19. Также в наборы данных вошли 53386 случаев шизофрении и 77258 контрольных пациентов. Все случаи госпитализации с ковидом были признаны тяжелыми. GWAS позволяет находить ассоциации между генами и определенными признаками или состояниями. Его используют для идентификации генетических факторов риска, которые позволяют дать прогноз о предрасположенности к заболеванию. В свою очередь менделевская рандомизация позволяет не только определить причинные эффекты, но и устранить искажения, связанные с возникновением обратной причинно-следственной связи.
Исследователи обнаружили, что тяжелые случаи COVID-19 связаны с увеличением риска развития шизофрении на 11 процентов. Случаи госпитализации с ковидом оказали причинное влияние на шизофрению (OR: 1,11, 95-процентный ДИ: 1,02–1,20, P = 0,013). Однако генетическая предрасположенность к инфекции SARS-CoV-2 не была связана с риском шизофрении (OR: 1,06, 95-процентный ДИ: 0,83-1,37, P = 0,643). Поскольку было выявлено, что риск шизофрении зависит от тяжести ковида, то послековидные протоколы лечения для людей, перенесших тяжелую форму COVID-19, должны включать диагностику и лечение этого психического расстройства. Исследователи также отмечают, что анализ включал только генетическую предрасположенность к обоим заболеваниям и не учитывал воздействие окружающей среды, которое является важным фактором как для COVID-19, так и для шизофрении.
Одним из неприятных последствий коронавируса является так называемый «долгий ковид». В начале этого года австралийские ученые выявили пять биомаркеров крови, по которым можно с 80-процентной вероятностью его диагностировать. А чтобы лучше разобраться в том, что же такое долгий ковид, читайте материал «Долгие проводы».
У него развился фитофотодерматоз
В американскую аллергологическую клинику обратился 40-летний мужчина с чувством жжения и раздражением кожи обеих кистей в течение двух дней. За день до их появления он выжал руками сок из 12 лаймов, после чего посетил футбольный матч под открытым небом, не пользуясь солнцезащитным кремом. При осмотре наблюдалась сливная эритема от дорсальных поверхностей больших пальцев до медиальных поверхностей указательных с обеих сторон и ее разрозненные участки на костяшках и других пальцах. Под кольцом на безымянном пальце она отсутствовала; у основания левого большого пальца был небольшой пузырь. Врачи Вишака Равишанкар Хэтчер (Vishaka Ravishankar Hatcher) из Объединенной военной базы Сан-Антонио и Чарлз Кент Миллер (Charles Kent Miller) из Военно-медицинского центра Базы ВВС Неллис поделились этим случаем в New England Journal of Medicine.