Лауреатами Нобелевской премии по химии 2022 года стали Каролин Бертоцци (Carolyn R. Bertozzi), Мортен Мельдаль (Morten P. Meldal) и Барри Шарплесс (K. Barry Sharpless) — за развитие методов клик-химии и биоортогональной химии. Барри Шарплесс получил уже вторую Нобелевскую премию по химии — в 2001 году он стал лауреатом за стереоселективные реакции окисления. За церемонией вручения премии можно наблюдать в прямом эфире на сайте Нобелевского комитета. Подробнее об исследованиях лауреатов рассказывает пресс-релиз.
Свои премии лауреаты получат на официальной церемонии, которая состоится 10 декабря.
Барри Шарплесс — теперь уже дважды лауреат Нобелевской премии — всю жизнь занимался органической химией. Он хотел изобрести химические реакции, способные проходить в воде, в присутствии кислорода, быстро и с высоким выходом. В своей статье 2004 года он привел несколько известных таких реакций и объединил их в класс клик-реакций. Но можно сказать, что сама клик-химия началась, когда Мортен Мельдаль в 2002 году опубликовал статью о каталитическом азид-алкиновом циклоприсоединении. В том же году независимо от Мельдаля об этой реакции сообщил и Барри Шарплесс с коллегами.
Реакция азид-алкинового циклоприсоединения протекает между молекулами двух веществ, которые содержат две разные функциональные группы — азидную и алкиновую. Азидная группа представляет из себя три связанных друг с другом атома азота. А алкинами называют вещества с тройной связью углерод-углерод. Две молекулы в присутствии катализатора на основе меди соединяются в одну и дают триазол — циклический гетероцикл с тремя атомами азота. Причем реакция, как правило, идет быстро и с высоким выходом.
А через два года к исследованиям клик-химии подключилась Каролин Бертоцци и нашла ей конкретное применение. Ей удалось провести реакцию азид-алкинового циклоприсоединения без катализатора: для этого она исходно взяла стерически напряженный алкин циклооктин, который легко переходил в продукт, благодаря тому, что снятие напряжения с циклического остова выгодно термодинамически. Реакция эта оказалась биоортогональной — она не мешала биологическим процессам в живых клетках. И поэтому Бертоцци успешно применила ее для исследования гликанов — полисахаридов, находящихся на поверхности клеток. Они участвуют в процессах клеточного распознования и играют важную роль в иммунных процессах.
В списке аналитиков из Clarivate от 2022 года, никого из нобелевских лауреатов не было. По данным о цитировании компания отобрала Чжэнань Бао (Zhenan Bao) из Стэнфордского университета, которая занимается органическими полимерами, Даниэля Ночеру (Daniel G. Nocera), который занимается реакциями с одновременным транспортом протонов и электронов, а также Бонни Басслер (Bonnie L. Bassler) из Принстонского университета и Питера Гринберга (E. Peter Greenberg) из Университета Вашингтона. Они выяснили, как клетки бактерий регулируют экспрессию генов в зависимости от плотности популяции. А вот в 2013 году предшественник Clarivate компания Thompson Reuters внесла в список возможных лауреатов Барри Шарплесса и другого исследователя клик-химии Валерия Фокина.
В 2021 году премию получили Беньямин Лист и Дэвид Макмиллан за развитие асимметрического органокатализа, позволяющего получать энантиомерно чистые органические вещества. Подробнее о лауреатах и их исследованиях можно прочитать в нашем материале «Химия зазеркалья».
В 2020 году премию присудили биохимикам — Дженнифер Дудне и Эммануэль Шарпантье. Они развили технологию CRISPR/Cas9 — с ее помощью можно точечно редактировать ДНК. Об этой технологии, ее возможностях и областях применения мы рассказали в тексте «Эти буквы должен знать каждый».
Михаил Бойм
На это указал анализ бронзы, из которой сделана известная химера
С 11 по 14 сентября в Венеции проходила международная конференция, приуроченная к 700-летию со дня смерти купца и путешественника Марко Поло. На этом мероприятии исследователи из Падуанского университета совместно с коллегами из других научных организаций рассказали о результатах химического анализа бронзы, из которой сделана известная статуя крылатого льва, установленная на восточной колонне Святого Марка. Ученые определили, что значительная часть химеры, по всей видимости, сделана из металла, руду для которого добыли в районе нижнего течения реки Янцзы. Как сообщается в пресс-релизе Падуанского университета, вероятно, эту бронзу отлили в Китае в раннем Средневековье во времена существования империи Тан (VII–X века нашей эры).