Лауреатом Нобелевской премии по физиологии или медицине в 2022 году стал Сванте Паабо (Svante Pääbo). Он изучал происхождение человека и знаменит своими генетическими исследованиями древних людей. На то, как Нобелевский комитет представляет лауреата, можно посмотреть в прямом эфире на сайте Комитета. Подробнее о его исследованиях рассказывает пресс-релиз.
В 2022 году была опубликована полная последовательность человеческого генома. На эту задачу ушло около сорока лет — и это при том, что у исследователей в доступе огромное число образцов. Сванте Паабо, примерно в те же годы, что и стартовал проект «Геном человека» начал свою карьеру с того, что задался вопросом: можно ли отсеквенировать ДНК вымерших гоминид? Эта задача гораздо сложнее: в отличие от межклеточного вещества костей, сами клетки сохраняются плохо, а отдельные макромолекулы, в том числе и ДНК в них, — еще хуже.
Паабо сначала занимался митохондриальным геномом, он проще и короче. Потом, когда сумел его извлечь и отсеквенировать, взялся за ядерный. И к 2010 году собрал первый полный черновик генома древнего человека, неандертальца. И это — не просто техническое достижение: дальше стало возможно сравнивать неандертальскую ДНК с геномом современных людей. И делать выводы об их родственных связях, а также о том, сколько в современных людях сохранилось древних неандертальских последовательностей.
Поэтому, когда в 2008 году в южносибирской пещере нашли кость неизвестного гоминида, ее отправили на секвенирование в том числе и в команду Паабо. И тот выяснил, что перед нами новая популяция — сейчас ее представителей зовут денисовцами, по названию пещеры. Потом при раскопках нашлись и другие денисовцы, а палеогенетики, при участии Паабо, продолжают выяснять, когда они жили и как скрещивались с другими древними людьми. Открытия, сделанные коллегами Паабо и его последователями, возможно, послужат почвой для будущих Нобелевских премий — а пока комитет отметил вклад Паабо в развитие методов выделения, очистки и анализа древней ДНК.
Премия этого года оказалась в некотором роде сюрпризом: ожидалось, что она будет ближе к медицине, а сам Паабо не считался фаворитом нобелевской «гонки». По крайней мере, он не фигурировал в списках компании Clarivate. Этот список составляется ежегодно на основе цитируемости: аналитики отбирают самые значимые, на их взгляд, области науки, и ищут в них работы, на которые исследователи ссылаются чаще всего. И хотя компания не называет свои списки прогнозами, но с гордостью сообщает, что регулярно с ними угадывает, пусть и в не в тот же год. В 2022 году в списке «лауреатов по цитируемости» оказались другие имена — мы рассказывали о них в тексте «В ожидании Нобеля». Возможно, своей премии кто-то из них дождется в следующий раз.
В 2020 году премия была «медицинской» — она досталась Харви Алтеру, Майклу Хьютону и Чарльзу Райсу. Они независимо друг от друга изучали вирус гепатита С: предположили, что он существует, потом выделили его, а потом доказали, что он действительно вызывает симптомы болезни. Подробнее об их работе — в нашем материале «Билет в человечество».
Премия 2021 года стала «физиологической» — ее получили Дэвид Джулиус и Ардем Патапутян. Они обнаружили рецепторы, с помощью которых человеческие нейроны воспринимают горячее и холодное, а также реагируют на давление и прикосновения. Мы писали об этом в тексте «Премия за самочувствие».
Полина Лосева