В зубном камне жертв майя из пещеры «Полуночного ужаса» нашли синие хлопковые волокна

Американские ученые исследовали зубы, найденные в пещере «Полуночного ужаса», и обнаружили в зубном камне хлопковые волокна синего цвета. По их мнению, эти остатки оказались во рту людей за несколько дней или недель до их смерти. Ученые предположили, что древние майя перед жертвоприношениями могли использовать кляпы из ткани синего цвета. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.

Испанцы в XVI веке много рассказывали о жестоких обычаях индейцев Мезоамерики, например, о том, что майя могли жертвовать богам своих собственных детей. Но понять масштабы подобных жертвоприношений было трудно. Так, долгое время археологи знали лишь об одном массовом скоплении останков принесенных в жертву людей у майя. Это так называемый «Сенот жертв» в городе Чичен-Ица. Однако в 2006 году недалеко от столицы Белиза местные жители спасли провалившегося в пещеру грабителя, обнаружив, что внутри нее находится большое количество человеческих костей. За это она получила название пещера «Полуночного ужаса» (Midnight Terror Cave).

Вскоре об этой находке стало известно археологам, которые в 2008–2010 годах провели в пещере три полевых сезона. В общей сложности они нашли в ней около десяти тысяч целых и фрагментированных костей, а также зубов. Они принадлежали как минимум 118 индивидам, из которых 55 были детьми. Радиоуглеродный анализ и исследование найденной в пещере керамики показали, что находки датируются классическим периодом (около 250–925 годов нашей эры). Ученые считают, что останки принадлежали людям, которых принесли в жертву.

Эми Чань (Amy Chan) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе совместно с коллегами из США исследовала шесть человеческих зубов, найденных на двух разных участках в пещере «Полуночного ужаса». Ученые сосредоточили свое внимание на анализе зубного камня. Однако на отобранных зубах его оказалось мало, поэтому они объединили весь полученный материал в два образца.

Лабораторные исследования показали, что в обоих образцах присутствуют хлопковые волокна. Причем некоторые из них оказались окрашены в ярко-синий цвет, а также завязаны в узелки. Обнаруженные волокна не были результатом загрязнения и попали в зубной камень еще при жизни людей. Исследователи предположили, что синий краситель для этих волокон добыт из листьев растения Indigofera guatemalensis. По данным ученых, это первый случай, когда синие волокна были найдены в зубном камне древних майя.

Археологи отметили, что синий цвет у майя был цветом жертвоприношений. Примечательно, что во время исследований в пещере рядом с большим скоплением человеческих костей они обнаружили пятно из синей краски. В зубном камне же синие волокна могли оказаться за несколько дней или даже недель до смерти человека. Ученые предложили возможное объяснение тому, как они оказались там. По их мнению, древние майя могли использовать кляпы перед жертвоприношениями. Ранее остатки кляпов уже находили в Мезоамерике у четырех людей, принесенных в жертву. Их останки обнаружили в пирамиде Луны в городе Теотиуакан.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных майя. Так, ученые из Мексики и США выяснили, что майя классического периода закрепляли украшения на зубах с помощью смолы и битума. Кроме того, археологи обнаружили на Юкатане ранее неизвестный город с архитектурой в стиле пуук.

В Китае нашли 6200-летние остатки окультуренного зизифуса