Майя классического периода закрепили украшения на зубах с помощью смолы и битума

Ученые из Мексики и США исследовали восемь зубов взрослых майя классического периода, чтобы выяснить, какие материалы использовали древние стоматологи для пломбирования отверстий и закрепления украшений. Оказалось, что чаще всего для этих целей применяли смолу сосновых деревьев, которая для дополнительной прочности иногда смешивалась с природным битумом или гидроксиапатитом. В сочетании с эфирными маслами подобные смеси могли обладать антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Среди индейцев майя с древнейших времен была распространена практика украшения своих зубов. На губных поверхностях коронок резцов и клыков (реже – премоляров) они высверливали полости. В них обычно вставлялись небольшие фрагменты полудрагоценных камней, которые удерживались на месте с помощью смеси, похожей на цементную массу. Так, в классический период майя (250–900 годы нашей эры) примерно 20 процентов взрослого населения имели инкрустированные зубы. Эта процедура могла приводить к развитию вторичного кариеса, однако исследователи отмечают, что среди майя подобные последствия были достаточно редки. Это свидетельствует о хорошем уровне знаний у древних стоматологов. Несмотря на то, что возраст многих найденных инкрустированных зубов превышает тысячу лет, большинство украшений все еще находятся на месте.

Глория Эрнандес-Болио (Gloria Hernandez-Bolio) из Национального политехнического института совместно с коллегами из Мексики и США с помощью инфракрасной спектроскопии и газовой хромато-масс-спектрометрии исследовала восемь зубов взрослых людей, обнаруженных на трех археологических памятниках майя классического периода. Все отобранные образцы содержали остатки пломбирующих и клеящих веществ, с помощью которых заполнялись зубные полости и крепились инкрустации. Естественно-научными методами ученые решили выяснить, какие материалы использовали эти мезоамериканские индейцы для изготовления смеси, напоминающей цементную массу.

В результате исследования ученые обнаружили, что майя использовали разнообразные смеси для изготовления пломб и клея, которые не только сохранились спустя тысячелетие, но и, вероятно, обладали гигиеническими и терапевтическими свойствами. В качестве связующего компонента индейцы в основном использовали растительные смолы, реже — камедь, которая подходит для этих целей гораздо хуже, поскольку начинает разлагаться в результате контакта с водой. Исследователи считают, что смолу получали из хвойных растений семейства сосновые (Pinaceae), например, из пихты гватемальской (Abies guatemalensis).

Обнаруженные в зубных пломбах растительные смолы и эфирные масла, например, из растений семейства яснотковые (Lamiaceae), по мнению ученых, обладали антибактериальным, противогрибковым и противовоспалительным эффектом. Это могло способствовать недопущению развития негативных последствий после процедуры. Среди других веществ, которые использовали майя, исследователи обратили внимание на природный битум. Он вместе со смолой присутствовал в двух зубах и обеспечивал отличную фиксацию инкрустированных материалов. Еще одним хорошим решением оказалось использование гидроксиапатита (порошка из кости или зубов), который в сочетании со смолой надежно удерживал нефритовую инкрустацию.

Ученые отметили, что майя предпочитали делать инкрустации из ярко-зеленого нефрита или блестящего черного пирита. В некоторых случаях они, вероятно, подбирали цвет смеси под цвет украшения. Однако это происходило далеко не всегда. Так, полость в одном из зубов была заполнена белым веществом, видимо, имитирующим естественный внешний вид коронки. Встречались и другие цвета, например, темно-красный, получить который майя смогли, добавив в смесь гематит.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных майя. Так, ученые назвали алкоголь проводником в загробный мир майя. Кроме того, исследователи связали деятельность майя с цветением озера Аметитлан.

В древних сосудах из Коцумальхуапы нашли остатки табака