Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук

Археологи сообщили об обнаружении на Юкатане ранее неизвестного города майя 600–900 годов нашей эры, который получил название Шиол. Ученые раскопали погребения, несколько площадей и руины дворцово-церемониального комплекса, в которых прослеживаются черты архитектурного стиля пуук. По их оценкам, в этом городе могло жить больше четырех тысяч человек, сообщает The Guardian.

Во II тысячелетии до нашей эры – середине II тысячелетия нашей эры на территории Мезоамерики существовала цивилизация майя. В истории этой группы народов выделяют ряд периодов, один из которых – классический – охватывает примерно 250–900 годы до нашей эры. Это время, когда у майя наблюдался расцвет искусства, наук: астрономии, математики, лечебного дела, появились собственные элементы в архитектуре (стиль Петен). Пик этого подъема пришелся на 600–800 годы, когда окончательно сформировались религиозные обряды, празднества и ритуальные жертвоприношения. К этому времени относятся величественные храмы-пирамиды, загадочные иероглифы, барельефы и искусно расписанная керамика. С политической точки зрения, поздний классический период характеризовался появлением многочисленных городов-государств с собственными правящими династиями, которые участвовали между собой в жестких военных конфликтах. В IX–X веке цивилизация майя пришла в упадок.

Один из основных стилей архитектуры майя носит название пуук («холмистая местность»), названный так по одноименному холмогорью, которое находится на юго-западе Юкатана. Именно там археологи обнаружили самые яркие памятники, построенные в этом стиле. Его отличительной особенностью выступает многообразие украшений фасада, например, декорированные фризы с геометрическими узорами, символикой змей, хижин и божеств. Построенные в стиле пуук храмы напоминают дворцы со множеством комнат. Кроме того, он также характеризуется доминированием горизонтальных линий над вертикальными и стенами, построенными из хорошо обработанных и пригнанных камней. Подобную архитектуру ученые обнаружили при исследовании городов Ушмаль, Лабна, Кабах, Сайиль, Эцна и Шлабпак.

Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) объявили об обнаружении руин древнего города майя. Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан. Затерянный город получил название Шиол (Xiol).

За время раскопок археологи обнаружили остатки нескольких площадей, пирамид и дворцов. По словам ученых, архитектура этого памятника демонстрирует черты стиля пуук, который хотя и был распространен на юге полуострова Юкатан, редко встречается в окрестностях Мериды. Среди других находок оказались вырезанные из камня головы, каменные алтари, а также сенот («колодец жертв»), который, вероятно, использовался для ритуальных подношений богам. По оценкам руководителя раскопок Карлоса Пераса (Carlos Peraza), в этом городе, существовавшем около 600–900 годов нашей эры, могло жить больше четырех тысяч человек.

Археологи также обнаружили детские и взрослые погребения, в которых присутствовал сопроводительный инвентарь — орудия из обсидиана и кремня, ювелирные изделия и прочие подношения. Кроме того, во время раскопок исследователи нашли остатки морской фауны — свидетельства того, что жители Шиола употребляли в пищу не только сельскохозяйственные продукты, но и рыбу.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных майя. Так, ученые выяснили, что эти индейцы закрепляли украшения на зубах с помощью смолы и битума. Кроме того, деятельность майя связали с цветением озера Аметитлан.

В Треблинке нашли могилы лагерной охраны