В России пройдут испытания двух новых вакцин от ковида. Обе они будут в форме спрея для впрыскивания в нос, но устроены они по-разному. Одна из них, «Корфлювек» — векторная вакцина на основе вируса гриппа, ее создал НИИ Гриппа в Санкт-Петербурге. Вторая, под рабочим названием «VLP-корона», состоит из вирусоподобных частиц. Ее разработчик — Центр Гамалеи. Разрешения на I/II фазу клинических испытаний (первое, второе) опубликованы в Государственном Реестре Лекарственных Средств.
В России одобрено несколько коронавирусных вакцин (хотя массово применяется сейчас только «Спутник V» в разных видах), и почти все они предназначены для внутримышечного введения, то есть через инъекцию. Исключение составляет назальный вариант «Спутника V», который должен вводиться прямо в нос с помощью насадки-распылителя.
Другие назальные вакцины в мире пока не используются, хотя многие ученые полагают, что они могли бы оказаться очень полезны в условиях пандемии — поскольку могли бы сформировать местный иммунитет и ловить вирус еще на подходе, препятствуя его размножению в слизистой оболочке носа и рта (об этом мы рассказывали в тексте «Введем перорально»).
Теперь Минздрав разрешил начать клинические испытания сразу двум разработчикам новых назальных вакцин от ковида. Первым, 30 августа, разрешение получил НИИ Гриппа им. Смородинцева. Его вакцина, «Корфлювек», создана на основе ослабленного вируса гриппа, то есть является векторной. По словам разработчиков, она уже прошла доклинические испытания (данные о которых пока не опубликованы), теперь ее предстоит проверить на 250 добровольцах 18–60 лет.
Второе разрешение Минздрав выдал 31 августа — назальной вакцине от Центра Гамалеи. Но речь идет не о назальном «Спутнике» (его испытания начались еще зимой 2022 года), а о принципиально другой вакцине. Официального названия она пока не получила, и в Государственном Реестре Лекарственных Средств фигурирует под именем «VLP-корона», где VLP обозначает virus-like particle, то есть вирусоподобную частицу.
Вирусоподобная частица — это вирусная оболочка без содержимого, собранная из настоящих вирусных белков. Она отличается от вирусного вектора тем, что не несет собственных генов вируса, зато в нее можно упаковать какую-нибудь нить ДНК или РНК. По такой технологии устроены некоторые одобренные в мире вакцины, в том числе и разработка американской компании Novavax.
Как именно будет построена «VLP-корона», какой именно из вариантов коронавируса она будет напоминать и будет ли нести в себе какие-нибудь гены, пока неизвестно, разработчики подробно о ней не рассказывали. Но планируют опробовать ее в ближайшее время на 600 добровольцах 18–55 лет.
Испытания обеих вакцин должны завершиться 30 декабря 2022 года. В обоих случаях это испытания I/II фазы, то есть они будут проверять безопасность и иммуногенность препаратов — но не позволят достоверно сказать что бы то ни было об их эффективности.
Раньше мы рассказывали о том, как врачи подсчитали число потерявших обоняние из-за пандемии ковида. А еще о том, какие неврологические и психиатрические заболевания чаще всего становятся последствиями болезни.
Полина Лосева
В обзор вошли 198 исследований
Даршника Лакху (Darshnika Lakhoo) из Витватерсрандского университета с коллегами из 11 стран провела систематический обзор и метаанализ 198 исследований и пришла к выводу, что жаркая погода связана с повышенным риском осложнений беременности и родов со стороны как матери, так и ребенка. Вошедшие в анализ работы были проведены в 66 странах, преимущественно с высоким уровнем доходов (63,3 процента) и в умеренных климатических зонах (40,1 процента). Результаты опубликованы в журнале Nature Medicine.