Археологи нашли в Старой Руссе берестяную грамоту с просьбой купить оленьи рукавицы

Археологи сообщили о результатах раскопок в Старой Руссе. В нынешнем сезоне им удалось обнаружить древнейший городской некрополь, относящийся к XI — началу XII века, а также две берестяных грамоты. В тексте 54-й по счету грамоты автором выступает некто Ослица. Возможно, это версия прозвища или фамилии, сообщается на сайте Новгородского государственного университета (1, 2).

К югу от озера Ильмень находится город Старая Русса, который до конца 1530-х годов назывался Руса. Этот город, возникший на рубеже X–XI веков, в эпоху Средневековья представлял собой один из главных административных и экономических центров Новгородской земли, процветание которого зависело от солеваренного промысла. На протяжении многих лет археологи ведут раскопки этого города, в частности на Пятницком раскопе (I и II), где мощность культурного слоя достигает шести метров. В нем, как и Великом Новгороде, прекрасно сохранились артефакты из таких материалов, как дерево, кожа, кость и ткань. Археологи обнаружили здесь остатки средневековых усадеб, кожаную обувь, деревянную и керамическую посуду, предметы быта, инструменты и ювелирные украшения. Среди находок представлены и берестяные грамоты.

В нынешнем году Старорусская археологическая экспедиция под руководством Елены Тороповой (Elena Toropova) из Новгородского государственного университета работала в Старой Руссе на трех объектах: Воскресенском и Пятницком раскопах, а также на Минеральной улице. В середине лета стало известно о 53-й по счету берестяной грамоте, найденной в этом городе, на которой было написано «Возьми весь...». В слое того же возраста несколько позже нашли еще один подобный артефакт. Грамота, размер которой составляет примерно 11 на 2 сантиметра, представляет собой законченный документ из двух строчек.

На «Археологической пятнице», проходившей в Великом Новгороде, известный российский ученый Алексей Гиппиус (Aleksey Gippius) из Высшей школы экономики впервые представил перевод 54-й грамоты. На ней написано: «От Ослицы к Ивану купите оленьих рукавиц». По словам Гиппиуса, главная интрига в этом послании — имя автора. Он отметил, что ослица может быть уменьшительным словом от осла (в значении точильный камень). Это в свою очередь могло быть версией прозвища или фамилии.

Кроме того, в грамоте впервые упоминаются вещи из оленьей кожи. В прошлом считалось, что в тексте одной из грамот речь шла об оленьих вожжах, но в недавней работе ученые пришли к выводу, что верное прочтение — льняные. Сообщается, что всего в нынешнем году нашли 14 грамот, 12 из которых в Великом Новгороде: восемь — на Неревском конце, три — на улице Редятина, одну — на Иоановском раскопе.

Елена Торопова рассказала и о других результатах раскопок в Старой Руссе. Так, на Пятницком раскопе исследователи вскрыли массив отходов солеварения, а также продолжили исследовать остатки десяти конструкций. Кроме того, они вскрыли и изучили 13 новых сооружений, относящихся к началу XIII века. Среди них оказались линии частокола и внутриусадебные вымостки.

Во время работ на Воскресенском раскопе археологи обнаружили остатки фундамента послевоенного сооружения, целый ряд артефактов советского периода, а также место погребения лошади времен Великой Отечественной войны. Спасательные раскопки на Минеральной улице также принесли важные находки. Так, археологи выявили культурные слои позднего Средневековья, включая отходы солеварения, остатки дренажных труб и, возможно, деревянного мостика, пересекавшего ручей. Кроме того, были найдены остатки средневекового сруба и древнейший известный в Старой Руссе некрополь. Погребальный комплекс относится к XI — началу XII века.

Ранее на N + 1 рассказывали о раскопках находках, сделанных на других древнерусских памятниках. Так, в Гнёздове археологи обнаружили редкий футляр с шестью весовыми гирьками. А в Смоленске ученые спустя 50 лет заново нашли древнюю церковь Кирилла у устья Чуриловки.

Неандертальцы отопили пещеру торфом и навозом