Археологи сообщили о первой берестяной грамоте, найденной в текущем сезоне раскопок в Старой Руссе. Этот небольшой артефакт обнаружили во время исследования культурного слоя первой половины XIII века. Грамота представляет собой фрагмент разорванного документа, на котором написано «Возьми все...» или «Возьми всех...». Об этом сообщается в пресс-релизе Новгородского государственного университета.
Берестяные грамоты представляют собой основной источник по истории языка, общества и повседневной жизни средневековой Руси. Первый подобный артефакт был обнаружен в Новгороде в 1951 году, откуда с тех пор известно более 1100 находок. Кроме того, берестяные грамоты также нашли еще в 12 других древних городах России, Украины и Беларуси, например, в Смоленске, Старой Руссе, Витебске и Звенигороде Галицком (о находках прошлого года можно прочитать в нашей трансляции с ежегодной традиционной лекции «Онлайн: берестяные грамоты 2021 года»). Как правило, обнаруженные тексты небольшие и обычно не превышают объем в 20 слов. В основном они написаны на древнерусском языке и представляют собой частные письма, из который порой можно узнать даже новые ругательства.
К югу от озера Ильмень находится город Старая Русса (до конца 1530-х годов — Руса). Этот город, возникший на рубеже X–XI веков, в эпоху Средневековья представлял собой один из главных административных и экономических центров Новгородской земли, процветание которого зависело от солеваренного промысла. На протяжении многих лет археологи ведут раскопки этого города, в частности, на Пятницком раскопе (I и II), где мощность культурного слоя достигает шести метров. В нем, как и в Великом Новгороде, прекрасно сохранились артефакты из таких материалов, как дерево, кожа, кость и ткань. Археологи обнаружили там остатки средневековых усадеб, кожаную обувь, деревянную и керамическую посуду, предметы быта, инструменты и ювелирные украшения. Среди находок представлены и берестяные грамоты.
Сотрудники Старорусской археологической экспедиции Новгородского государственного университета сообщили о первых находках, сделанных в текущем полевом сезоне под руководством Елены Тороповой (Elena Toropova). Так, исследователям удалось обнаружить первую в этом году берестяную грамоту. Для Старой Руссы она стала 53-й по счету. Артефакт нашли в культурном слое первой половины XIII века во время работ на Пятницком раскопе.
По словам Тороповой, грамота представляет собой маленький фрагмент документа, который разорвали еще в древности. Обычно грамоты из Старой Руссы радуют археологов полными текстами, но в этом случае это не так. На бересте сохранилось всего лишь десять букв. Однако, по мнению руководителя экспедиции, находка все равно представляет важность и интерес, поскольку ее обнаружили во время раскопок остатков необычной для этого города усадьбы, в которой находится много предметов вооружения. Информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителей университета дополнило, что на бересте написано «Возьми все...» или «Возьми всех...».
Сообщается, что первоначально студенты, работавшие на этом раскопе, не обратили внимания на находку и поместили ее в ящик с массовым материалом. По этой причине грамоту обнаружили лишь на этапе промывки. Елена Торопова дополнила, что в нынешнем сезоне уже есть и несколько десятков других находок, среди которых оказались фрагменты кожаных ножен, бронебойный наконечник стрелы, серебряная рясна, фрагменты обуви, а также предметы из дерева.
В прошлом году на N + 1 рассказывали о первой берестяной грамоте, найденной на территории Рязани. Она датируется рубежом XIV–XV веков. А также о целой берестяной грамоте конца XII века, обнаруженной в Великом Новгороде во время зимних раскопок.
Михаил Подрезов
Их останки раскопали во Франции
Французские ученые проанализировали образцы пульпы, извлеченные из зубов людей, которых в XVI веке похоронили на чумном кладбище. Они обнаружили, что два человека из этого памятника пострадали от бактериемии, вызванной возбудителем столбняка. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Research in Microbial Sciences, в медицинской литературе описано всего несколько случаев такой бактериемии, причем все они были выявлены у современных людей.