Археологи 50 лет спустя заново нашли в Смоленске древнюю церковь Кирилла у устья Чуриловки

Археологи рассказали о результатах работы Смоленской экспедиции. Исследование песчаного оборонительного вала показало, что насыпь на Соборной горе, построенная в первой половине IX века, в настоящее время достигает 1,5 метра в высоту и больше шести метров в длину. Кроме того, ученые выявили большое средневековое кладбище и раскопали многочисленные артефакты. Среди находок обращает на себя внимание повторное открытие остатков церкви Кирилла в устье Чуриловки, местоположение которой оставалось неизвестным в течение 50 лет. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В 1949 году известный советский ученый Даниил Авдусин (Daniel Avdusin) организовал на базе исторического факультета МГУ Смоленскую археологическую экспедицию, основное внимание которой было сосредоточено на изучении Гнёздовского комплекса и древней истории Смоленска. Хотя масштабы раскопок в Смоленске значительно уступали работам в Великом Новгороде, Пскове и Твери, археологи изучили здесь значительное количество участков (более шести тысяч квадратных метров) с «мокрым» культурным слоем, которые представляются наиболее информативными. В результате этой работы исследователи опровергли мнение, что в этом городе нет слоев древнее конца XI века (речь только о средневековом поселении, поскольку в черте Смоленска известны даже памятники эпохи неолита). Среди находок из этого города обращают на себя внимание многочисленные древние печати и монеты, крайне редкая стеклянная гемма IX–X веков, керамические изделия (включая лепную керамику VIII–X веков, относящуюся к культуре смоленских длинных курганов), берестяные грамоты и остатки разного рода построек. Также раскопки на вершине Соборной горы позволили предположить, что на этом месте существовало укрепленное поселение.

В настоящее время этот древний город изучает Смоленская археологическая экспедиция Института археологии РАН, возглавляемая Николаем Кренке (Nikolay Krenke). В ее приоритетные задачи входит изучение истории освоения человеком долины Днепра в эпоху голоцена, исследование раннеславянской проблематики и малых городов Смоленщины. Кроме того, археологи работают над поиском ответа на вопрос о местонахождении древнейшего Смоленска. Так, им удалось обнаружить на вершине Соборной горы и ее северо-восточном склоне древности VIII–IX веков.

Участники Смоленской экспедиции Института археологии РАН сообщили о результатах раскопок на двух знаковых участках Смоленска. В нынешнем году археологи вдвое расширили ранее заложенный раскоп на Соборной горе, что позволило лучше изучить песчаный оборонительный вал, возведенный, вероятно, в первой половине IX века. Исследователи нашли место пересечения бревен клетей, а также обнаружили несколько предметов в насыпи вала: лепные венчики конца I тысячелетия и две бронзовые трапециевидные подвески. Раскопки показали, что высота вала на этом участке достигает 1,5 метра, а ширина — более шести. В древности, по оценкам археологов, размеры были больше в два—три раза. Кроме того, ученые выяснили, что в XV–XVI веках на этом древнем фортификационном сооружении возвели деревянную стену, что привело к уничтожению слоев XI–XIV столетий. Однако в распоряжении исследователей все же оказались артефакты, сохранившиеся от более поздних времен. Это остатки кирпичных построек XV–XVI веков — кирпичи-пальчатки и кровельная черепица разных форм.

Археологи также заложили ряд шурфов на Воскресенской горе. Эта работа позволила выявить большое средневековое кладбище и остатки тризны XVI века, а также сделать ряд находок, древнейшие из которых датируются не ранее рубежа XI–XII веков. В руки ученых попала коллекция фрагментов гончарной керамики, образцы фресковой живописи и плинфы XII века, остатки сосудов XVI века, а также нумизматические артефакты XVI–XX веков, включая смоленский пул. Ученые отметили, что остается неясно, почему в раскопах отсутствуют материалы XIII–XIV веков, а также в чем причина уничтожения остатков храма и некрополя в XVII веке. Кроме того, исследователи сообщили, что им удалось найти остатки церкви Кирилла в устье Чуриловки, близ ее впадения в Днепр, которые неожиданно обнажились во время строительных работ. Местоположение этого ритуального сооружения оставалось неизвестным со времен раскопок 1972 года, поскольку ни в публикациях, ни в отчетах не содержалось точной топографической привязки этого объекта.

Остатки этой древней церкви впервые были обнаружены еще в 1885 году во время земляных работ. В начале 1970-х годов археологи исследовали остатки сильно разрушенного здания и составили его план. Церковь была небольшой – приблизительно 15×11,3 метра. Архитектурные формы и строительная техника позволили датировать время строительства сооружения концом XII – началом XIII века.

Ранее на N + 1 рассказывали о других успехах российских археологов. Так, в Хакасии ученые нашли погребение младенца окуневской культуры, похороненного с мраморным шаром, бронзовым кинжалом и семью роговыми фигурками. А в Твери исследователи обнаружили печать первого князя с изображениями сидящего на престоле Иисуса Христа и Святого Афанасия.

Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад