Археологи раскопали в Хакасии погребение младенца окуневской культуры с кинжалом и мраморным шаром

Археологи раскопали в Хакасии необычное погребение младенца окуневской культуры, совершенное предположительно в XXIV веке до нашей эры. Вместе с останками они нашли мраморный шар — атрибут мужчин, обладавших особым социальным статусом, а также древнейший в Центральной Азии цельнолитой бронзовый кинжал. Самыми примечательными находками стали семь роговых фигурок, некоторые из которых могут отражать мифологические представления древних людей о разделении мира на три части. Об этом сообщается в пресс-релизе Института истории материальной культуры РАН.

Во второй половине XXVI века до нашей эры в Минусинскую котловину проникают группы нового населения, в результате чего складывается окуневская археологическая культура, просуществовавшая до XVIII века до нашей эры, то есть около 800–850 лет. Среди ученых нет единого мнения, относительно происхождения окуневцев. Накопленные на сегодня данные позволили предположить, что в эпоху ранней бронзы на Средний Енисей мигрировала группа мужчин-скотоводов европеоидного облика. Они полностью вытеснили или истребили, живших там афанасьевцев, включив в свою популяцию лишь единичных мужчин. В брак же окуневцы вступали с женщинами монголоидного облика — потомками местного неолитического населения, оттесненного афанасьевцами. Благодаря этому достаточно быстро антропологический облик окуневцев стал полностью монголоидным.

Участие местных племен в формировании окуневской культуры подтверждают охотничьи традиции. Окуневцы добывали почти всех представителей местной фауны. Значение охоты нашло отражение и в их мировоззрении. Так, из зубов и костей животных они изготавливали подвески, магические амулеты и ожерелья. Кроме того, изображения животных встречаются на предметах культового назначения. Об окуневцах известно в основном по погребальным комплексам, хотя от них сохранились и более необычные памятники — горные крепости-све, долгое время считавшиеся средневековыми. Кроме того, яркой чертой окуневской культуры выступает искусство: от наскальных изображений и объемных стел до рисунков на курильницах и различных изделий из камня и кости.

Сотрудники Саянской археологической экспедиции Южносибирского филиала Института истории материальной культуры РАН продолжили раскопки поселения Хызыл-Салда-9 окуневской культуры, обнаруженного несколько лет назад на территории каменноугольного месторождения в Бейском районе Республики Хакасия. Недавно они нашли погребение ребенка эпохи ранней бронзы, совершенное в заглубленном каменном ящике. Судя по конструкции сооружения, обряду и инвентарю, оно относится предположительно к XXIV веку до нашей эры.

Вместе с останками младенца археологи обнаружили богатый сопроводительный инвентарь. Он включал множество зубов соболя (Martes zibellina), которыми, по всей видимости, были украшены шапочка и обувь. На поясе, украшенном просверленными клыками марала (Cervus elaphus sibiricus), был подвешен мраморный шар. По словам археологов, такие предметы характерны только для погребений мужчин и мальчиков, которые при жизни обладали особым социальным статусом.

Под головой ребенка исследователи нашли височное кольцо, сделанное из проволоки. В области таза — декорированный керамический сосуд. Среди инвентаря также оказался цельнолитой бронзовый кинжал. По данным археологов, этот предмет представляет собой древнейшую находку в Центральной Азии — ранее их находили лишь в погребениях, которые моложе примерно на полтысячелетия. Самыми необычными артефактами из погребения оказались семь роговых фигурок, копирующих изображения с окуневских стел. Особый интерес, по словам исследователей, представляют трехчастные фигуры, где верхняя часть сделана в виде птичьей головы, центральная — в виде мифологического персонажа, а нижняя — в виде змеиной пасти. Это может отражать древние мифологические представления людей о разделении мира на верхний, средний и нижний.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об окуневской культуры. Так, археологи обнаружили на Енисее два наскальных изображения рожениц. Кроме того, ученые уточнили время, когда эта культура существовала в Минусинской котловине.

В Австрии нашли 1500-летний христианский ларец-реликварий