Погребенные в английском колодце люди оказались жертвами средневекового погрома

Ученые из Великобритании и Германии исследовали останки из коллективного погребения в колодце, обнаруженные в центре английского Нориджа в 2004 году. Радиоуглеродный анализ показал, что эти люди, среди которых было много детей, погибли между 1161 и 1216 годами нашей эры. Палеогенетическое исследование и исторические данные, по мнению ученых, указывают на то, что останки принадлежали евреям-ашкеназам, которых, по всей видимости, убили во время погрома, произошедшего шестого февраля 1190 года. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Первое письменное упоминание о еврейских поселениях на Британских островах относится к 1066 году, когда иудеи прибыли в Англию вместе с Вильгельмом Завоевателем (1066–1087 годы). Король считал, что навыки переселенцев, касающиеся коммерции, пойдут на пользу английской столице. Однако есть мнение и о том, что первые евреи появились на Туманном Альбионе еще во времена Римской империи, правда, достоверных подтверждений этому нет. Первый зафиксированный случай антисемитизма в Англии относится к 1144 году, когда в городе Норидж местные жители нашли изуродованное тело христианского мальчика. После его гибели распространился слух, что его в ритуальных целях убили евреи. Этот случай считается первым известным «кровавым наветом» в европейской истории. Тогда от расправы иудеев защитил местный шериф.

С сентября 1189 по март 1190 года по Англии прокатилась целая волна еврейских погромов, связанная с коронацией Ричарда I Львиное Сердце (1189–1199 годы). Тогда волна насилия накрыла такие города, как Норидж, Кингс-Линн, Стамфорд, Йорк и некоторые другие. Сам Ричард, похоже, не одобрял это насилие, но и не желал положить ему конец (или не мог этого сделать). Жесткие погромы проходили и в другие годы, например, в 1264 и 1272 годах, пока евреи в 1290 году не были вынуждены покинуть Англию.

Группа ученых из Великобритании и Германии под руководством Яна Барнса (Ian Barnes) из Музея естествознания исследовала останки по меньшей мере 17 человек, которые были захоронены в колодце. Их случайно обнаружили в 2004 году в английском городе Норидж во время строительства торгового центра. Судя по стратиграфии, всех этих людей похоронили после одного события. Необычное расположение захоронений, а также многочисленные останки детей указывали на то, что люди стали жертвами голода, болезней или массового убийства. Фрагменты керамики из колодца типологически были датированы XII–XIV веками, а первые радиоуглеродные датировки указали на более раннее время — XI–XII век.

Ученые получили три новых радиоуглеродных датировки, которые позволили заключить, что люди погибли около 1161–1216 годов. Для генетического анализа они отобрали останки шести человек. Оказалось, что молодая девушка и две девочки 5–10 и 10–15 лет были родными сестрами, которые относились к митохондриальному гаплотипу H5c2. Более отдаленными родственниками оказались еще два человека. В геномах нескольких человек исследователи обнаружили свидетельства инбридинга и генетических заболеваний. У трех индивидов удалось определить фенотипы. Так, два человека имели карие глаза, но один из них был темноволосым, а второй носил светлые волосы. В то же время один мальчик не старше трех лет был голубоглазым и рыжеволосым.

Данные генетики и исторические источники позволили ученым заключить, что обнаруженные индивиды принадлежали к общине евреев-ашкеназов, поселившихся в Норидже после приглашения от Вильгельма Завоевателя. По мнению исследователей, скорее всего, эти люди стали жертвами антисемитского погрома, состоявшегося шестого февраля 1190 года.

Ранее на N + 1 рассказывали о других генетических исследованиях. Так, анализ ДНК позволил подтвердить родство между Сидящим Быком и его правнуком. Кроме того, этот метод позволил установить личность «человека из Сомертона».

Палеогенетики прочитали геномы пиценов