Генетики подтвердили родство между Сидящим Быком и его правнуком

Генетикам удалось извлечь ДНК из волос индейского вождя Сидящего Быка, убитого в 1890 году, и подтвердить его родство с Эрни Лапоинтом, считавшимся правнуком исторического деятеля. Низкое покрытие генома заставило исследователей прибегнуть к новаторской модели определения родства, разработанной на основе метода максимального правдоподобия. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Около 1831 года на территории современной Южной Дакоты родился вождь индейского племени хункпапа из группы народов сиу Сидящий Бык (Татанка Ийотаке), ставший известным благодаря борьбе с вооруженными силами США. В начале 1860-х годов он возглавил сопротивление индейских племен, противившихся переселению в резервации. После окончания Войны Красного Облака правительство США было вынуждено заключить в 1868 году договор в форте Ларами, по которому власти пошли на ряд уступок индейцам. Однако Сидящий Бык не примкнул к соглашению, продолжив борьбу.

В 1874 году на священных территориях сиу были обнаружены залежи золота, после чего американское правительство начало силой переселять коренных жителей с их земель. Свою известность Сидящий Бык приобрел во время последовавшей Войны за Черные Холмы, в ходе которой индейцы добились ряда успехов, но в конечном счете уступили американским военным. Вскоре он переселился в Канаду на территорию современной провинции Саскачеван. Спустя четыре года Сидящий Бык вместе со своими сторонники был вынужден вернуться в США и сдаться властям из-за разразившегося голода, после чего провел около двух лет в заключении. В 1890 году во время новой попытки ареста индейский вождь был застрелен.

Ида Мольтке (Ida Moltke) из Копенгагенского университета совместно с учеными из Великобритании, Дании, России, США и Франции провела генетическое исследование, чтобы подтвердить родство между Сидящим Быком и его правнуком Эрни Лапоинтом. Исследователи отметили, что первоначально вождь был похоронен в Северной Дакоте на территории современной резервации Стэндинг-Рок, однако в 1953 году родственники перезахоронили предполагаемые останки в городе Мобридж (Южная Дакота). Кроме того, существует легенда, что вскоре после смерти сторонники Сидящего Быка перевезли его останки в Канаду. Сегодня оба памятника в Северной и Южной Дакоте продолжают принимать посетителей, желающих навестить захоронение.

Родство между Сидящим Быком и Лапоинтом установлено на основании архивных документов. Ученые отметили, что перед первым погребением вождя военный врач без разрешения срезал с макушки его головы прядь волос и кусок мягких тканей (снял скальп), однако в 1896 году передал их на хранение в Смитсоновский институт. Лишь в 2007 году музей вернул останки Лапоинту и трем его сестрам. В ходе ритуальной церемонии большая часть скальпа была сожжена, а для генетических исследований сохранился лишь фрагмент волос.

Генетики отметили, что ДНК в волосах сохранилась крайне плохо, в том числе из-за их обработки неорганическими соединениями мышьяка. Для исследования ученые также секвенировали ДНК 13 представителей племени хункпапа, которые не состояли друг с другом в родстве. Учитывая низкое покрытие генома Сидящего Быка, исследователи разработали модель определения родства на основе метода максимального правдоподобия. Его суть сводится к вероятности того, что случайно выбранная аллель у одного человека идентична одной из двух аллелей другого.

Результаты исследования показали, что Лапоинт действительно правнук Сидящего Быка. Генетикам пришлось убрать из выборки данные по восьми индивидам, так как в ходе исследования оказалось, что в их геномах присутствует вклад от европейцев. Кроме того, разработанный метод также не допускает использование геномов, содержащих свидетельства инбридинга.

Ранее на N + 1 рассказывали, что генетики впервые установили личность участника погибшей британской полярной экспедиции Франклина, а также нашли трех живых родственников швейцарской мумии.

Михаил Подрезов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Генетики прочитали 20 геномов освобожденных африканцев с острова Святой Елены

Жившие в XIX веке люди происходили с запада Центральной Африки