Масштабное обсервационное исследование, проведенное британскими исследователями, показало, что после приступов подагры временно повышается риск инфаркта миокарда и инсульта. Результаты работы опубликованы в The Journal of the American Medical Association.
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ, в первую очередь, инфаркт и инсульт) занимают первое место в структуре мировой смертности — в 2019 году от них умерли 18,6 миллиона человек, и этот показатель постоянно растет. Подагра, которой болеют более 40 миллионов жителей Земли, служит независимым фактором риска ССЗ. Это связывают с эффектами присущего ей хронического воспаления, в первую очередь, активацией инфламмасомы NLRP3. При этом временнáя связь между приступами подагры (то есть эпизодами выраженного острого воспаления) и сердечно-сосудистыми катастрофами до сих пор не была достаточно изучена.
Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники Ноттингемского и Килского университетов при участии Эдоардо Чиполлетты (Edoardo Cipolletta) воспользовались электронными историями болезней из базы данных CPRD по Англии с 1 января 1997 года по 31 декабря 2020 года. У более чем 62,5 тысячи выявленных за этот период больных подагрой (средний возраст 76,5 года; 69,3 процента — мужчины) провели многофакторное вложенное исследование методом «случай-контроль», еще у 1421 пациента с приступом подагры и инфарктом либо инсультом — методом серии случаев с контролем по самим себе (при котором участник служит сам себе контрольной группой и включается в основную по времени наступления события, а не его наличию).
В первой когорте инфаркт или инсульт произошли в течение 180 дней от приступа подагры почти у 10,5 тысячи пациентов (основная группа), у остальных они наблюдались позже или не происходили в течение 720 дней (контрольная группа), для них рассчитывали индексную дату, соответствующую дню сердечно-сосудистого события в основной. Выяснилось, что в основной группе значительно чаще наблюдались приступы подагры в предшествующие 60 дней (2,0 против 1,4 процента; отношение шансов ОШ 1,93) и с 61 до 120 дней (1,6 против 1,2 процента; ОШ 1,57). При более длительном перерыве разница была несущественной.
Во второй когорте на 1000 человеко-дней наблюдалось 2,49 случая инфаркта или инсульта в период до 60 дней от приступа подагры; 2,16 — с 61 до 120 дней, 1,7 — со 121 до 180 дней и 1,32 — в течение 150 дней до или со 181 до 540 дней после. По сравнению с последней группой в первых трех отношение частот возникновения (incidence rate ratio) составило соответственно 1,89; 1,64 и 1,29.
При расчете полученных показателей в первой когорте вводили поправку на индекс массы тела, артериальное давление, сопутствующие заболевания, прием лекарств, частоту госпитализаций, курение, употребление алкоголя и другие факторы риска; во второй — на возраст и время года.
Как заключают исследователи, полученные результаты свидетельствуют о том, что приступы подагры временно повышают риск инфаркта или инсульта, после чего он снижается до среднего уровня по популяции со схожими факторами риска.
Ранее археологи пришли к выводу, что подагрой страдали три процента взрослого населения средневекового Кембриджа, причем преимущественно это были представители социальной верхушки. Палеонтологам удалось выявить случай этого заболевания даже у тираннозавра.
О том, какое место занимала подагра в истории и культуре, а также о причинах ее развития можно почитать в материале «Господская болезнь».
Наблюдение продолжали в среднем восемь лет
Роберт Вайнреб (Robert Weinreb) из Калифорнийского университета в Сан-Диего с коллегами провел ретроспективное когортное исследование и выяснил, что и повышенное артериальное давление, и его долгосрочная вариабельность связаны с ускоренным прогрессированием глаукомы. В анализ были включены 1674 глаза 985 пациентов (средний возраст 61,2 года; 57,2 процента — женщины) с заподозренной или подтвержденной глаукомой из двух лонгитюдных исследований с ноября 2000 по декабрь 2022 года. Всем им измеряли артериальное давление и поле зрения в течение медианного периода в восемь лет. Результаты опубликованы в журнале JAMA Ophthalmology.