InSight пожертвует защитой от сбоев ради продолжения работы марсианского сейсмографа

Команда автоматической марсианской станции InSight решила продлить срок работы сейсмографа SEIS до конца августа или начала сентября этого года. Для этого инженеры отключат систему защиты аппарата от сбоев, благодаря чему он сможет сэкономить электроэнергию, однако в любой момент способен выйти из строя без возможности починки, сообщается на сайте NASA.

InSight (Interior Exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport) работает на Марсе уже более трех с половиной лет, хотя изначально ее срок службы оценивался чуть больше года. Станция занимается геофизическими исследованиями Марса и зарегистрировала к настоящему времени более 1300 марсотрясений. Электроэнергией ее снабжают две крупные солнечные батареи, на которых постоянно накапливается пыль. Исследователи надеялись, что очистку батарей смогут проводить пылевые дьяволы или порывы ветра, однако этого не произошло, а попытки вручную удалить пыль с батарей оказались малоэффективны.

В результате вырабатываемая батареями электрическая мощность упала в 10 раз, что вначале привело к сокращению возможного срока службы станции до конца декабря этого года. Затем NASA решило досрочно завершить научную программу уже к осени, так как уровень доступной мощности падает и из-за наступления марсианской зимы. В настоящее время все научные приборы, кроме сейсмографа SEIS, уже отключены, а роботизированный манипулятор переведен в режим покоя для экономии энергии.

Первоначально NASA планировало, что SEIS будет отключен уже в конце июня, однако теперь инженеры решили пойти на рискованный шаг для получения максимально большого объема научных данных о сейсмической активности Красной планеты. SEIS теперь будет работать до конца августа или начала сентября, а для того, чтобы ему хватило энергии, команда станции отключит систему защиты от сбоев, которая автоматически переводит аппарат в безопасный режим при сбоях или неблагоприятных погодных условиях. Таким образом, в случае возможных аварий у инженеров не будет времени отреагировать на них и InSight может выйти из строя в любой момент.

InSight сделал немало научных открытий, в частности помог определить основные границы раздела слоев Марса, составить детальную схему подповерхностных слоев, оценить размеры ядра Красной планеты и выявить сезонность марсотрясений. О том, как ученые воевали с Красной планетой за жизнь одного из научных приборов станции можно узнать в материале «45 сантиметров за 50 лет».

Второй метеорологический спутник «Арктика-М» прислал первый снимок из космоса