В сосуде из тюркского погребения VII века обнаружили просо

Археологи исследовали заполнение керамического сосуда, случайно найденного на Алтае на месте разрушенного погребения. Оказалось, что в этом горшке VII века нашей эры находились остатки проса — заупокойной пищи раннесредневекового кочевника. Ученые выдвинули предположение, что ранние тюрки могли выращивать в небольших количествах эту культуру или же получали зерно от соседних земледельческих популяций. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological Research in Asia.

Во второй половине V века нашей эры на Алтай приходит группа племен, с которой связано начало формирования тюркской археологической культуры (в литературе также встречается название древнетюркская), которая просуществовала до XI века. О жизни этих людей известно преимущественно благодаря исследованиям погребальных памятников. Помимо войны и охоты, основным занятием алтайских тюрок было кочевое животноводство, представлявшее собой главную отрасль хозяйства. Судя по находкам, самыми важными животными в этом отношении были лошади. Кроме того, кони присутствуют и в погребениях, выступая, по-видимому, в качестве боевого спутника и проводника в загробный мир.

Большим значением для тюркского общества обладали разные ремесла — выделка шкур, производство войлока, ткачество, обработка дерева и косторезное дело. Кроме того, важная роль отводилась металлургии. Так, на Алтае известен целый ряд памятников, где археологи смогли проследить процесс добычи руды, получения железа и изготовления из него разного рода изделий — предметов вооружения, конского снаряжения, орудий труда или бытовых вещей. На высоком уровне у тюрок также находилась и цветная металлургия, которая представлена различными украшениями (личными, костюма, конской упряжи), посудой из бронзы, серебра и золота.

Наталья Рябогина (Natalia Ryabogina) совместно с коллегами из Тюменского научного центра СО РАН исследовала заполнения керамического сосуда, который случайно нашел местный житель недалеко от села Курай в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Артефакт находился в незаконном карьере для добычи глины вместе с человеческими останками, однако последние не были собраны чиновниками. Когда на место прибыли археологи, то костей уже не было — видимо, погребальное сооружение к тому моменту уже полностью разрушили добытчики глины.

Сам сосуд представляет собой неорнаментированный горшок шаровидной формы с плоским дном. Его высота составляет 14,7 сантиметра, диаметр в верхней части — 13 сантиметров, в нижней — 8 сантиметров. Толщина стенок варьировалась от 0,8 до 1 сантиметра. Подобные сосуды относятся на Алтае к гунно-сарматскому времени или эпохе раннего Средневековья (раннетюркское время). В заполнении сосуда ученые обнаружили фрагменты деревянной палочки, похожей на венчик или ложку. Радиоуглеродный анализ показал, что этот предмет датируется к 604–680 годам нашей эры.

Ученые провели палеоботаническое исследование заполнения курайского сосуда, чтобы реконструировать погребальную пищу, находившуюся внутри него. В результате этой работы они обнаружили шелуху, пыльцу и прочие растительные остатки, которые, по всей видимости, свидетельствуют о том, что в горшке находилось просо. Эта находка, по данным археологов, представляет собой важное дополнение к растущему массиву свидетельств того, что раннее тюркское население Алтая употребляло в пищу просо. Ученые допустили, что тюрки могли самостоятельно выращивать небольшое количество этих растений, поскольку просо представляет собой одну из немногих культур, которую можно культивировать в условиях сухого и жаркого лета при низких трудозатратах. Либо же скотоводы могли получать зерно у земледельческого населения из соседних предгорных районов Алтая.

На Алтае находится большое количество археологических памятников разных эпох. Ранее на N + 1 рассказывали о том, что ученые раскопали небольшой курган VII века нашей эры, в котором находились останки карлукского подростка с жеребенком. Кроме того, археологи нашли погребение булан-кобинского подростка с «переходным» статусом. Этот мальчик жил во второй половине IV — первой половине V века нашей эры.

Михаил Подрезов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Научная публикация древнейших палеоеврейских проклятий не убедила критиков

Потенциальная надпись, возможно, содержится на свинцовой пластинке

Группа ученых опубликовала результаты исследования миниатюрной свинцовой пластинки, которую авторы работы интерпретируют как defixio. Они утверждают, что на этом артефакте, возраст которого оценили как минимум в 3200 лет, содержится древнейшая палеоеврейская надпись, содержащая самое раннее упоминание бога Яхве и проклятия. Однако статья, опубликованная в журнале Heritage Science, не убедила критиков подобного прочтения текста и интерпретации находки, о чем рассказало издание Times of Israel.