Астрономы уличили скопление Гиады в сближении с Солнечной системой в прошлом

Российские астрономы определили, что рассеянное звездное скопление Гиады миллион лет назад было в два раза ближе к Солнцу, чем сейчас, а отдельные звезды могли оказаться еще ближе к нашей планетной системе. Подобное сближение могло способствовать миграции комет из внешней части Солнечной системы к орбите Нептуна. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Объекты галактического диска, такие как одиночные звезды, звездные скопления, молекулярные облака, планетные системы, способны при тесном сближении ощутимо гравитационно взаимодействовать друг с другом. В случае Солнечной системы такое гравитационное влияние со стороны массивных объектов способно возмущать орбиты малых тел, таких как кометы, в Облаке Оорта. Из-за этого некоторые кометы могут направиться во внутреннюю часть Солнечной системы, став доступными для наблюдений, и, как следствие, увеличив вероятность появления потенциально опасных объектов в окрестностях Земли. В случае рассеянных звездных скоплений можно выделить три объекта, которые расположены наиболее близко к Солнцу и поэтому интересны на предмет влияния на Солнечную систему в прошлом. Это скопления Коллиндер 185, Движущаяся группа звезд Большой Медведицы и Гиады.

Гиады представляют собой одно из наиболее известных скоплений, так как доступно для наблюдений невооруженным глазом. Скопление находится на расстоянии 153 световых лет от Солнца в созвездии Тельца и обладает приблизительно сферической формой в центральной части (в пределах 33 световых лет) и уплощенной на периферии. В пределах приливного радиуса Гиады содержат 364 звезды, общей массой 276 масс Солнца. Общие размеры скопления больше, чем кажутся на первый взгляд, так как у него были найдены приливные хвосты. Возраст скопления составляет около 650 миллионов лет, таким образом, Гиады могли многократно проходить мимо Солнца, обращаясь вокруг центра Млечного Пути.

Группа астрономов во главе с Сергеем Верещагиным (Sergei V. Vereshchagin) из Института астрономии РАН опубликовала результаты расчетов движения Гиад в гравитационном поле галактики в недавнем прошлом, используя данные каталогов космического телескопа Gaia. Ученые решали упрощенную задачу, рассматривая скопление как объект точечной массы, и хотели понять, могло ли оно сближаться с Солнцем в прошлом.

Оказалось, что примерно один миллион лет назад Гиады действительно приближались к Солнцу, при этом расстояние между нашим светилом и центром скопления составляло 66,5 светового года, а звезды с периферии скопления или из приливных хвостов могли пролетать на расстоянии около 33 световых лет от Солнца. По мнению ученых, такое сближение могло повлиять на параметры орбит комет в самых внешних областях Солнечной системы. Сдвиг точки перигелия оценивается с 3 до 2,6 астрономической единицы для комет с большими полуосями орбит 14210 астрономических единиц, а для более удаленных от Солнца комет положение точки перигелия могло измениться с 35 до 34 астрономических единиц. Подобный эффект мог усилиться при одновременном близком прохождении нескольких звезд скопления мимо Солнца, что могло способствовать миграции комет из внешней части Солнечной системы к орбите Нептуна.

Ранее мы рассказывали о том, как потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении.

Обсерватория SOHO открыла свою пятитысячную околосолнечную комету