Астрономы отыскали субземлю у звезды Барнарда

И выявили еще три кандидата в экзопланеты

Астрономы представили новые результаты поисков экзопланет у звезды Барнарда. Им удалось отыскать у звезды субземлю и еще три кандидата в экзопланеты, которые также обладают массой менее земной. При этом найденного ранее кандидата в экзопланету подтвердить не удалось. Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Звезда Барнарда представляет собой маломассивный (0,17 массы Солнца), тусклый и слабоактивный красный карлик. Он имеет статус ближайшей к Солнцу одиночной звезды и второй ближайшей к Солнцу звездной системы, находясь на расстоянии в 5,8 светового года от нас.

Поиски экзопланет у звезды Барнарда проводились неоднократно, но надежных результатов не давали. Однако в 2018 году астрономы из проектов Red Dots и CARMENES все же смогли найти кандидата в экзопланету при помощи метода радиальных скоростей. Предполагалось, что это холодная суперземля с орбитальным периодом 233 дня. Однако затем возникли сомнения, что это действительно планета, а не проявления звездной активности.

Группа астрономов во главе с Хонаем Гонсалесом Эрнандесом (Jonay González Hernández) из Канарского института астрофизики в Испании представила новые результаты поисков экзопланет у звезды Барнарда методом радиальных скоростей. Ученые в течение четырех лет вели наблюдения за колебаниями радиальной скорости звезды при помощи высокоточного спектрографа ESPRESSO, установленного на наземном комплексе телескопов VLT. Исследователи также использовали данные наблюдений инструментов HARPS, HARPS-N и CARMENES.

Анализ данных наблюдений привел к любопытным выводам. Кандидат в экзопланету с периодом 233 дня подтвержден не был, зато была обнаружена экзопланета с орбитальным периодом 3,15 дня и минимальной массой менее 0,37 массы Земли, возможно даже 0,32 массы Земли. Это примерно половина массы Венеры или три массы Марса. Экзопланета расположена ближе к звезде, чем граница обитаемой зоны звезды, и обладает расчетной равновесной температурой 400 кельвин в предположении альбедо на уровне 0,3. Орбита планеты близка к круговой, с длиной большой полуоси 0,0229 астрономической единицы.

Исследователи также выявили в данных колебания радиальной скорости звезды с периодами 4,12, 2,34 и 6,74 дня. Они могут соответствовать планетам с минимальной массой 0,31, 0,22 и 0,17 массы Земли. Потенциальные планеты должны получать от звезды поток излучения между 2,4 и 10,1 потока излучения от Солнца, получаемого Землей, а их равновесная температура может составлять от 310 до 440 кельвин. Дальнейшие наблюдения за звездой помогут подтвердить или опровергнуть наличие этих экзопланет.

О том, как искали планеты у звезды Барнарда, можно узнать из блога астронома Дмитрия Вибе.

Астрономы увидели редкий транзит кольцеобразного диска по далекой звезде