Астрономы обнаружили холодную сверхземлю у ближайшей к Солнцу одиночной звезды

Астрономы из проектов Red Dots и CARMENES обнаружили планету у «летящей» звезды Барнарда, расположенной в шести световых годах от Земли. Это сверхземля массой в 3,2 больше земной, и это одна из ближайших к нам экзопланет, известных на сегодня. Температура поверхности планеты очень низкая, что практически лишает ее шансов на обитаемость. Статья опубликована в журнале Nature, кратко о работе рассказывается на сайте Европейской южной обсерватории.

Красный карлик спектрального типа М, который оказался ближайшей к Солнцу одиночной звездой (Проксима Центавра ближе, но она — часть тройной системы) открыл в начале XX века американский астроном Эдвард Барнард. Ее назвали «летящей», поскольку у нее самая высокая скорость на небесной сфере (не считая Солнца) — она смещается на 10,36 угловой секунды в год. Масса звезды Барнарда составляет 0,17 массы Солнца и она старше нашей звезды в два раза, при этом малоактивная и очень тусклая, светимость звезды составляет около 0,0004 солнечной.

Ранние попытки найти у звезды Барнарда признаки существования планеты оканчивались неудачей. Открытие удалось сделать при объединении усилий проектов Red Dots и CARMENES, которые занимаются поиском небольших экзопланет у маломассивных и близко расположенных к Земле звезд. Ранее в рамках проекта Red Dots удалось отыскать планету у ближайшей к Солнцу звезды — Проксимы Центавра. В наблюдениях было задействовано несколько наземных телескопов по всему миру, в том числе спектрографы HARPS и UVES, установленные на телескопах в обсерватории Ла Силья и Паранал, поиск велся при помощи метода лучевых скоростей

В результате наблюдений за «летящей» звездой Барнарда было с высокой вероятностью доказано, что вокруг звезды, на расстоянии, равном примерно 0,4 астрономических единицы, обращается экзопланета с массой около 3,2 массы Земли. Год на ней длится 233 земных дня, а температура ее поверхности близка к -170 градусам Цельсия, из-за того, что планета лежит вблизи снеговой линии, за которой летучие вещества находятся в замороженном состоянии. Это означает, что на ней не могут существовать формы жизни, известные на Земле.

Красные карлики — самый распространенный класс звезд. Большинство обнаруженных экзопланет обращаются около таких светил, и это привлекает внимание исследователей, ищущих потенциально обитаемые миры. Одна из самых необычных подобных систем — TRAPPIST-1, красный карлик, около которого обращается семь экзопланет, четыре из которых — в обитаемой зоне.

Астрономы увидели циклы облачной активности на Нептуне