Археолог-любитель нашел второй фрагмент редкого меча эпохи викингов

Норвежский археолог-любитель обнаружил с помощью металлоискателя фрагмент меча эпохи викингов. Ученые, которым он передал свою находку, определили, что этот обломок дополняет собой фрагмент эфеса, найденный в том же районе в 2021 году другим местным энтузиастом. Эфес со следами богатой декорировки принадлежал тяжелому мечу редкого в Норвегии типа, изготовленному, вероятнее всего, около 800 года. О находке сообщает LiveScience со ссылкой на Археологический музей Университета Ставангера.

Обоюдоострые мечи, распространенные в эпоху викингов (VIII-XI века) в большей части Европы, называют каролингскими. Они появились благодаря усовершенствованиям, которые развитие металлургии и кузнечного ремесла позволило внести в конструкцию раннесредневекового (так называемого меровингского) меча, прародительницей которого была римская спата. Каролингские мечи весили 1,0–1,5 килограмма при длине от 84 до 105 сантиметров (длина клинка колебалась в пределах 70–90 сантиметров). На протяжении эпохи викингов в форме клинка «каролингов» не отмечено существенных эволюционных изменений, и археологи классифицируют эти мечи по типологии эфесов. Подробную классификацию мечей, найденных в Норвегии, опубликовал в 1919 году историк Ян Петерсен (Jan Petersen). Она включает 26 типов эфесов, и ученые пользуются ей до настоящего времени, хотя существуют и более современные типологии.

Хотя главные центры изготовления находились на территории Франкского государства и возникших после его распада королевств, большинство находок каролингских мечей сделаны при раскопках погребений в Скандинавии и на территории Древней Руси (1, 2). В этих странах языческие традиции сохранялись дольше всего, и оружие укладывали в могилы вместе с другим погребальным инвентарем. Найденные в таких захоронениях мечи нередко оказываются сломаны или согнуты в соответствии с древней практикой ритуального повреждения.

Однако далеко не все мечи, известные исследователям, были обнаружены во время систематических раскопок. Так, в 2021 году на юго-западе Норвегии, на территории коммуны Ставангер энтузиаст поисков с металлоискателем обнаружил обломок, который не сумел идентифицировать самостоятельно, и сразу же передал его археологам. Это не первая находка эпохи викингов в Ставангере: в 1883 году здесь же, на ферме Гаусель, раскопали богатое женское погребение.

Весной 2022 года другой археолог-любитель также с помощью металлоискателя нашел рядом с фермой Гаусель еще один металлический фрагмент. Ученые из Археологического музея Университета Ставангера во главе с Хоконом Рейерсеном (Håkon Reiersen) установили, что этот предмет вместе с прошлогодней находкой представляют собой части одного эфеса, принадлежавшего каролингскому мечу. Клинок его, по-видимому, не сохранился. О находке рассказала археолог Занетт Глёрстад (Zanette Glørstad) из Университета Осло, которая приняла участие в ее исследовании.

Хотя эфес сильно поврежден, на нем различаются остатки богатого декора. Рукоять была покрыта геометрическим орнаментом из серебра с чернью, а концы позолоченной гарды с высоким мастерством выполнены в виде голов животных в германском зверином стиле. Он был распространен на севере Европы примерно в 550–1050 годах, в позднем железном веке и в эпоху викингов. Основываясь на особенностях орнамента, а также на форме и размерах рукояти и гарды, ученые предположили, что меч принадлежит к типу D по классификации Петерсена. Мечи этого типа были одними из самых тяжелых и богато украшенных, и встречаются они очень редко: из приблизительно 3000 мечей эпохи викингов, найденных в Норвегии, лишь около 20 относятся к типу D. Для них характерно массивное трехчастное навершие эфеса, но оно, к сожалению, не сохранилось.

Глёрстад считает, что меч изготовлен около 800 года, вероятнее всего, на территории Франкского государства или в Англии. Ближайший аналог его обнаружен в погребении IX века на острове Эгг у западных берегов Шотландии. Однако исследовательница не исключает возможности того, что автором ценного оружия был местный мастер. Более определенно судить о происхождении меча ученые смогут после завершения консервационных работ, когда его можно будет сравнить с аналогичными артефактами в Норвегии и за ее пределами.

Ранее N + 1 неоднократно сообщал о находках эпохи викингов в Норвегии. Мы рассказывали, как путешественник случайно обнаружил клинок однолезвийного меча, как археологи раскопали ранее неизвестное поселение, вынули из растаявшего ледника хорошо сохранившуюся лыжу и нашли погребальную ладью.

Палеогенетики подтвердили родство средневековых жителей Сокотры и населения юга Аравии