Китайских соловьев назвали угрозой для британских птиц

Орнитологи заподозрили, что на юге Англии сформировалась дикая популяция китайских соловьев — яркоокрашенных певчих птиц родом из Восточной Азии. Эти экзотические пернатые регулярно сбегают из клеток, однако до сих пор им не удавалось освоиться в Великобритании из-за слишком холодных зим. Но  в последние десятилетия британские зимы стали более мягкими, что позволяет китайским соловьям пережить их. Кроме того, им благоприятствует массовая подкормка птиц в самые холодные месяцы года. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ibis.

Жители Великобритании давно привыкли к соседству с животными, завезенными со всех концов света. В этой стране живут каролинские белки (Sciurus carolinensis) из Северной Америки, водяные олени (Hydropotes inermis) и китайские мунтжаки (Muntiacus reevesi) из Восточной Азии и даже австралийские кенгуру — точнее, рыже-серые валлаби (Macropus rufogriseus). А прямо в Лондоне можно встретить тысячные стаи ожереловых попугаев Крамера (Psittacula krameri), природный ареал которых располагается в Африке и Южной Азии.

Команда орнитологов под руководством Ричарда Бротона (Richard K. Broughton) из Оксфордского университета решила оценить перспективы еще одного чужеродного вида, который проник в Великобританию благодаря человеку. Речь о китайском соловье (Leiothrix lutea), яркоокрашенной певчей птице родом из Южного Китая и предгорий Гималаев. Вопреки названию, китайские соловьи не являются родственниками настоящих соловьев из рода Luscinia, а относятся к семейству Leiothrichidae.

Люди издавна держат китайских соловьев в неволе ради их приятного пения и яркой расцветки. Данная традиция зародилась в Китае, но со временем вид стал популярной клеточной птицей и в других странах. При этом время от времени китайские соловьи улетают из клеток и осваиваются в совершенно новых для себя местах (а иногда люди намеренно их выпускают). Так они колонизировали Гавайи, Японию, остров Реюньон и некоторые страны Европы, включая Испанию, Португалию, Францию и Италию. Самые крупные европейские популяции китайских соловьев, насчитывающие тысячи особей, сформировались на юго-западе Франции и на севере Италии.

В Великобританию китайских соловьев начали привозить в качестве клеточных птиц на рубеже XIX-XX веков. Кроме того, в первой половине XX века энтузиасты осуществили четыре попытки акклиматизировать этих пернатых в стране. Все они закончились неудачей. Тем не менее китайские соловьи продолжали регулярно улетать из неволи. В 1995–2009 годах британские орнитологи и бердвотчеры 28 раз встретили таких беглецов в дикой природе, в основном в Южной Англии.

К началу XXI века популярность китайских соловьев среди британских заводчиков птиц снизилась. А в 2005 году власти Евросоюза ввели запрет на ввоз клеточных птиц. Несмотря на это, китайские соловьи не исчезли из лесов и парков Великобритании. Изучив социальные сети, Бротон с соавторами обнаружили упоминания о 16 встречах с этими пернатыми на юге страны только за 2019-2022 годы. Десять из них произошли в графствах Уилтшир и Сомерсет. В большинстве случаев птицы держались поодиночке на установленных в садах кормушках. По крайней мере в двух случаях соловьям удалось успешно пережить зиму.

Происхождение китайских соловьев, живущих в Великобритании, остается неясным. Не исключено, что все они сбежали из неволи. Исследователи указывают, что распределение этих птиц по стране заметно изменилось в последние годы. Если в 1995-2009 годах встречи с ними отмечались на обширной территории, то сейчас в графствах Уилтшир и Сомерсет сформировался кластер, где соловьев видят чаще всего. Возможно, здесь эти пернатые успешно акклиматизировались и начали размножаться (впрочем, ни на одной из доступных фотографий нет птенцов и молодых особей, так что данное предположение остается неподтвержденным). Если в Великобритании действительно сформировалась дикая популяция китайских соловьев, то, скорее всего, она происходит от сбежавших из клеток особей. Хотя эти птицы уже живут во Франции, они не приспособлены к перелетам на дальние расстояния, так что им вряд ли удалось бы пересечь Ла-Манш и добраться до Великобритании.

В Европе китайские соловьи предпочитают жить в смешанных и широколиственных лесах с густым подлеском. Лучше всего им подходят умеренные регионы с большим количеством осадков, теплой зимой и не слишком сухим летом. Большая часть Южной Англии подходит под это описание. Бротон и его коллеги предполагают, что попытки акклиматизировать китайских соловьев в Великобритании в первой половине XX века провалились из-за зимних холодов, однако благодаря антропогенным изменениям климата британские зимы стали намного мягче, так что экзотические птицы теперь могут их пережить. Кроме того, китайским соловьям благоприятствует массовая подкормка птиц в самые холодные месяцы года.

Численность и ареал китайских соловьев в континентальной Европе быстро растут. Исследователи опасаются, что эта ситуация повторится и в Великобритании. В таком случае под угрозой окажутся местные виды лесных певчих птиц, например, славки-черноголовки (Sylvia atricapilla) и зарянки (Erithacus rubecula), с которыми соловьи могут конкурировать за пищу, например, ягоды и беспозвоночных. Бротон и его соавторы призывают тщательнее отслеживать численность китайских соловьев в Великобритании и по всей Европе. Это поможет выявлять новые популяции и при необходимости разрабатывать планы по борьбе с ними.

Ранее мы рассказывали о том, как зоологи впервые описали охоту инвазивного паука Steatoda nobilis, который происходит с Канарских островов и Мадейры, на британских летучих мышей. Сначала они обнаружили в ловчей сети мертвого детеныша нетопыря, а потом взрослую особь — ее удалось спасти. Специалистам уже известно, что S. nobilis вытесняют европейских пауков, однако, похоже, что они опасны и для более крупных животных.

Дата рождения определила репродуктивную тактику самцов кальмара