Ученые датировали радиоуглеродным методом фрагменты деревянных конструкций из расположенного в Центральном Казахстане памятника средневековой архитектуры, известного как мавзолей Джучи-хана. Оказалось, что мавзолей был построен в первой половине XIV века, примерно через 100 лет после смерти старшего сына Чингисхана. Деревянный гроб, в котором, как принято считать, был похоронен Джучи, принадлежал, вероятнее всего, одному из его ближайших потомков. Об исследовании сообщает статья в журнале Radiocarbon.
Джучи (приблизительно 1182–1225 годы жизни) первым из сыновей Чингисхана, в соответствии с порядком старшинства, получил в 1207 году собственное владение (улус) в составе формирующегося Монгольского государства. В улус вошли присоединенные самим Джучи земли в Хакасии, на Алтае и в Среднем Прииртышье на востоке Казахстана. А благодаря успеху завоевательного похода на Хорезм 1219–1221 годов в улус были включены обширные территории Кипчакской степи (Дешт-и-Кипчак) в Восточном и Центральном Казахстане. Они стали ядром улуса, из которого впоследствии образовалось самостоятельное государство, вошедшее в историографию как Золотая Орда.
Джучи недолго правил своим владением. Обстоятельства его смерти около 1225 года достоверно неизвестны. В начале XIV века в своем «Сборнике летописей» иранский историограф, врач и государственный деятель державы Хулагидов Рашид-ад-Дин писал, что сын Чингисхана умер от болезни. Существует и легендарная версия, согласно которой Джучи погиб во время охоты, причем описания обстоятельств его гибели отличаются друг от друга в разных вариантах этой легенды.
Казахское предание связывает место упокоения Джучи-хана с портально-купольным мавзолеем на территории невысокого горного массива Улытау в Карагандинской области, примерно в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказган. В письменных источниках его впервые упоминает историк Хафиз Таныш в конце XVI века в сочинении «Шараф наме-йи шахи» («Книга восхваления шахов»), рассказывая о военной экспедиции бухарского эмира. На Улытау насчитывается несколько десятков средневековых памятников, в том числе некрополи, отдельные гробницы и городища, построенные в XIII–XV веках, в эпоху Золотой Орды.
Мавзолей Джучи представляет собой четырехугольную в плане гробницу из красного обожженного кирпича с двойным куполом. Внешние размеры сооружения составляют 7,25 × 9,52 метра, площадь внутреннего помещения — 5,09 × 5,20 метра. С юго-западной стороны мавзолея устроены ворота в виде массивного портала со стрельчатой аркой — так называемого пештака. В 1946 году археологи обнаружили в мавзолее два поврежденных грабителями захоронения и предположили, что они принадлежат Джучи-хану и его старшей жене. Также здесь были найдены кости животных, верблюжий череп, остатки кожаных изделий и ткани. Раскопки, проведенные в 1997–1998 годах, показали, что рядом с гробницей существовало селище. На основе анализа письменных источников ученые пришли к выводу, что именно на Улытау располагалась ставка Джучи Орда-Базар, а позднее это место приобрело сакральный статус и стало использоваться для захоронения представителей ханского рода. В поселении могли жить строители их гробниц. Однако в принадлежности самого мавзолея Джучи-хану ученые сомневались, так как усыпальница построена в мусульманской традиции, а хан и его семья еще не расстались с тюрко-монгольским шаманизмом.
Группа исследователей из Казахстана и США во главе с Ириной Панюшкиной (Irina P. Panyushkina) из Аризонского университета изучила фрагменты древесины из мавзолея Джучи и провела их радиоуглеродное датирование. Анализу были подвергнуты три образца. Первый — это фрагмент гроба, в котором, предположительно, упокоился хан (сами останки — скелет с отсутствующими костями одной руки, — к сожалению, недоступны для исследования, так же, как и второй костяк из мавзолея). Второй образец был взят из остатка балки строительных лесов, сохранившегося с внутренней стороны кирпичной стены пештака. Третий образец взяли из торца дверного порога на входе в погребальную камеру.
Гроб был изготовлен из хвойного дерева (вероятно, сосны), а обе строительные конструкции — из лиственного дерева, скорее всего, тополя. По кривизне годичных колец исследователи определили, что и для лесов, и для порога использовались деревья, срубленные в относительно молодом возрасте — около 20–30 лет. Из-за малой выборки и недостаточного количества годичных колец на образцах они оказались непригодны для дендрохронологического датирования. Поэтому исследователи ограничились установлением возраста радиоуглеродным методом с прямым измерением содержания изотопа 14C с помощью ускорительной масс-спектрометрии. Калибровка дат производилась по кривой IntCal20, для расчета вероятных возрастных диапазонов была использована программа OxCal v4.4.
С доверительной вероятностью 95,4 процента дата создания гроба лежит в промежутке между 1218 и 1268 годами, средняя дата определяется 1245 годом. Для порога в погребальной камере ученые получили два вероятных диапазона дат: 1276–1304 и 1367–1380 годы. Более вероятен (81,1 процента) первый из них, и исследователи полагают, что дверь в камеру была установлена в период с 1280 по 1290 год. Фрагмент строительных лесов со стены портала оказался самым молодым из образцов: время его создания определено между 1298 и 1398 годами со средней датой 1350 год.
Поскольку средняя дата изготовления гроба на 20 лет позднее момента смерти Джучи, Панюшкина и ее коллеги склонны считать, что гроб все-таки предназначался не для останков хана, хотя полностью исключить вероятность того, что скелет без руки принадлежал Джучи, нельзя. Возможно, в гробу был похоронен кто-то из его ближайших потомков, причем не по мусульманскому, а по традиционному монгольскому обряду: мавзолея в то время еще не было. К концу XIII века ислам уже достаточно широко распространился в Золотой Орде, и к нему стали склоняться представители правящего рода. Так, правнук Джучи, хан Туда-Менгу, принял ислам в 1283 году. Приблизительно в это время началось возведение самых ранних элементов гробницы, и строительные работы продолжили в XIV веке, особенно после того как в 1313 году при хане Узбеке ислам стал государственной религией Золотой Орды. Портал мавзолея соорудили около 1350 года, когда со времени кончины Джучи-хана прошло уже более 100 лет.
Вопрос о том, кому из представителей правящего клана принадлежали найденные останки и когда их вместе с погребальным инвентарем (видимо, под влиянием архаичной традиции) поместили в усыпальницу, остается открытым. Авторы исследования не исключают, что мавзолей мог получить имя Джучи и в память о первом правителе Золотой Орды.
Ранее N + 1 уже сообщал о раскопках средневековых монгольских погребений. Два из них были обнаружены в исламском некрополе на окраине Бахчисарая. А в мумии, найденной в 2016 году на Алтае, ученые признали останки монгольского конного воина.
Поводом послужили находки из памятника Куэва-Мильян
Археологи проанализировали каменные артефакты, раскопанные на памятнике Куэва-Мильян во внутренних районах Пиренейского полуострова. Они пришли к выводу, что находки представляют собой ранее неизвестную индустрию начального этапа верхнего палеолита, которая существовала около 44,8–42,9 тысячи лет назад. Пока остается неизвестно, какой вид древних людей изготовил эти орудия, однако до сих пор нет прямых свидетельств столь раннего проникновения сапиенсов в этот регион, заселенный в то время неандертальцами, история которых подходила к концу. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.