Мавзолей Джучи-хана оказался построен через 100 лет после его смерти

Irina P. Panyushkina et al. / Radiocarbon, 2022

Ученые датировали радиоуглеродным методом фрагменты деревянных конструкций из расположенного в Центральном Казахстане памятника средневековой архитектуры, известного как мавзолей Джучи-хана. Оказалось, что мавзолей был построен в первой половине XIV века, примерно через 100 лет после смерти старшего сына Чингисхана. Деревянный гроб, в котором, как принято считать, был похоронен Джучи, принадлежал, вероятнее всего, одному из его ближайших потомков. Об исследовании сообщает статья в журнале Radiocarbon.

Джучи (приблизительно 1182–1225 годы жизни) первым из сыновей Чингисхана, в соответствии с порядком старшинства, получил в 1207 году собственное владение (улус) в составе формирующегося Монгольского государства. В улус вошли присоединенные самим Джучи земли в Хакасии, на Алтае и в Среднем Прииртышье на востоке Казахстана. А благодаря успеху завоевательного похода на Хорезм 1219–1221 годов в улус были включены обширные территории Кипчакской степи (Дешт-и-Кипчак) в Восточном и Центральном Казахстане. Они стали ядром улуса, из которого впоследствии образовалось самостоятельное государство, вошедшее в историографию как Золотая Орда.

Джучи недолго правил своим владением. Обстоятельства его смерти около 1225 года достоверно неизвестны. В начале XIV века в своем «Сборнике летописей» иранский историограф, врач и государственный деятель державы Хулагидов Рашид-ад-Дин писал, что сын Чингисхана умер от болезни. Существует и легендарная версия, согласно которой Джучи погиб во время охоты, причем описания обстоятельств его гибели отличаются друг от друга в разных вариантах этой легенды.

Казахское предание связывает место упокоения Джучи-хана с портально-купольным мавзолеем на территории невысокого горного массива Улытау в Карагандинской области, примерно в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказган. В письменных источниках его впервые упоминает историк Хафиз Таныш в конце XVI века в сочинении «Шараф наме-йи шахи» («Книга восхваления шахов»), рассказывая о военной экспедиции бухарского эмира. На Улытау насчитывается несколько десятков средневековых памятников, в том числе некрополи, отдельные гробницы и городища, построенные в XIII–XV веках, в эпоху Золотой Орды.


Мавзолей Джучи представляет собой четырехугольную в плане гробницу из красного обожженного кирпича с двойным куполом. Внешние размеры сооружения составляют 7,25 × 9,52 метра, площадь внутреннего помещения — 5,09 × 5,20 метра. С юго-западной стороны мавзолея устроены ворота в виде массивного портала со стрельчатой аркой — так называемого пештака. В 1946 году археологи обнаружили в мавзолее два поврежденных грабителями захоронения и предположили, что они принадлежат Джучи-хану и его старшей жене. Также здесь были найдены кости животных, верблюжий череп, остатки кожаных изделий и ткани. Раскопки, проведенные в 1997–1998 годах, показали, что рядом с гробницей существовало селище. На основе анализа письменных источников ученые пришли к выводу, что именно на Улытау располагалась ставка Джучи Орда-Базар, а позднее это место приобрело сакральный статус и стало использоваться для захоронения представителей ханского рода. В поселении могли жить строители их гробниц. Однако в принадлежности самого мавзолея Джучи-хану ученые сомневались, так как усыпальница построена в мусульманской традиции, а хан и его семья еще не расстались с тюрко-монгольским шаманизмом.

Группа исследователей из Казахстана и США во главе с Ириной Панюшкиной (Irina P. Panyushkina) из Аризонского университета изучила фрагменты древесины из мавзолея Джучи и провела их радиоуглеродное датирование. Анализу были подвергнуты три образца. Первый — это фрагмент гроба, в котором, предположительно, упокоился хан (сами останки — скелет с отсутствующими костями одной руки, — к сожалению, недоступны для исследования, так же, как и второй костяк из мавзолея). Второй образец был взят из остатка балки строительных лесов, сохранившегося с внутренней стороны кирпичной стены пештака. Третий образец взяли из торца дверного порога на входе в погребальную камеру.


Гроб был изготовлен из хвойного дерева (вероятно, сосны), а обе строительные конструкции — из лиственного дерева, скорее всего, тополя. По кривизне годичных колец исследователи определили, что и для лесов, и для порога использовались деревья, срубленные в относительно молодом возрасте — около 20–30 лет. Из-за малой выборки и недостаточного количества годичных колец на образцах они оказались непригодны для дендрохронологического датирования. Поэтому исследователи ограничились установлением возраста радиоуглеродным методом с прямым измерением содержания изотопа 14C с помощью ускорительной масс-спектрометрии. Калибровка дат производилась по кривой IntCal20, для расчета вероятных возрастных диапазонов была использована программа OxCal v4.4.

С доверительной вероятностью 95,4 процента дата создания гроба лежит в промежутке между 1218 и 1268 годами, средняя дата определяется 1245 годом. Для порога в погребальной камере ученые получили два вероятных диапазона дат: 1276–1304 и 1367–1380 годы. Более вероятен (81,1 процента) первый из них, и исследователи полагают, что дверь в камеру была установлена в период с 1280 по 1290 год. Фрагмент строительных лесов со стены портала оказался самым молодым из образцов: время его создания определено между 1298 и 1398 годами со средней датой 1350 год.


Поскольку средняя дата изготовления гроба на 20 лет позднее момента смерти Джучи, Панюшкина и ее коллеги склонны считать, что гроб все-таки предназначался не для останков хана, хотя полностью исключить вероятность того, что скелет без руки принадлежал Джучи, нельзя. Возможно, в гробу был похоронен кто-то из его ближайших потомков, причем не по мусульманскому, а по традиционному монгольскому обряду: мавзолея в то время еще не было. К концу XIII века ислам уже достаточно широко распространился в Золотой Орде, и к нему стали склоняться представители правящего рода. Так, правнук Джучи, хан Туда-Менгу, принял ислам в 1283 году. Приблизительно в это время началось возведение самых ранних элементов гробницы, и строительные работы продолжили в XIV веке, особенно после того как в 1313 году при хане Узбеке ислам стал государственной религией Золотой Орды. Портал мавзолея соорудили около 1350 года, когда со времени кончины Джучи-хана прошло уже более 100 лет.


Вопрос о том, кому из представителей правящего клана принадлежали найденные останки и когда их вместе с погребальным инвентарем (видимо, под влиянием архаичной традиции) поместили в усыпальницу, остается открытым. Авторы исследования не исключают, что мавзолей мог получить имя Джучи и в память о первом правителе Золотой Орды.

Ранее N + 1 уже сообщал о раскопках средневековых монгольских погребений. Два из них были обнаружены в исламском некрополе на окраине Бахчисарая. А в мумии, найденной в 2016 году на Алтае, ученые признали останки монгольского конного воина.

Винера Андреева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.