Город империи Митанни вновь показался на дне обмелевшего водохранилища в Ираке. Но вскоре опять затонул

Обмелевшее Мосульское водохранилище позволило археологам во второй раз исследовать остатки древнего города империи Митанни. На этот раз ученые раскопали остатки фортификационных сооружений, многоэтажного склада и производственных построек. Кроме того, они обнаружили пять керамических сосудов, внутри которых находилось больше сотни глиняных табличек с клинописью. Однако после непродолжительных работ законсервированный памятник вновь ушел под воду. Об этом сообщается в пресс-релизе Тюбингенского университета.

В XVII–XIII веках до нашей эры на территории от восточного побережья Средиземного моря до Северной Месопотамии существовало древнее хурритское государство — империя Митанни. Хотя точное местонахождение столицы этой страны Вашуканни не известно, предполагается, что она находилась на северо-востоке Сирии, где сегодня расположен город Рас-эль-Айн. Своего расцвета это государство достигло в конце XVI века при царе Сутарне I. В Митанни существовали крупные храмовые и дворцовые хозяйства, доминировало богарное (основанное на дождевом орошении) земледелие и пастбищное скотоводство. Так, разведение лошадей позволило Митанни обладать могущественным колесничным войском. Однако в XIV веке до нашей эры империя начала терять политическое значение. Сначала хетты поставили на престол своего ставленника, а уже около 1260 года до нашей эры государство Митанни потерпело поражение от ассирийцев и попало под их власть.

Осенью 2018 года, во время снижения уровня воды в водохранилище на реке Тигр близ Мосула, археологи обнаружили остатки древнего города. Проведя срочные охранно-спасательные раскопки, курдские и немецкие ученые сумели обнаружить руины дворца, высота стен которого в некоторых местах достигала семи метров, а толщина — двух. Внутри него археологи успели раскопать несколько комнат, а также обнаружить остатки цветных настенных росписей. Кроме того, в распоряжении исследователей оказались десять глиняных табличек с клинописью, на одной из которых отмечалось, что найденные руины — это остатки древнего города Захику.

В конце прошлого года обильные засухи в Ираке вынудили активно тратить воду из Мосульского водохранилища, чтобы предотвратить гибель урожая. Это привело к тому, что остатки города бронзового века вновь оказались доступны для исследователей. Поэтому в январе и феврале 2022 года курдские и немецкие археологи под руководством Хасана Ахмеда Касима (Hasan Ahmed Qasim) из Археологической организации Курдистана, Иваны Пулиз (Ivana Puljiz) из Фрайбургского университета и Петера Пфельцнера (Peter Pfälzner) из Тюбингенского университета вновь провели охранно-спасательные раскопки.

За короткий промежуток времени ученым удалось составить план города. Так, в дополнение к дворцу они обнаружили остатки ряда других крупных построек — монументальных укреплений, многоэтажного складского здания и производственного комплекса. По данным исследователей, эти находки датируются примерно 1550–1350 годами до нашей эры. Археологи отметили, что огромное складское здание, видимо, позволяло хранить большое количество товаров, привозимых туда со всего региона. Похоже, найденный город был важным центром империи Митанни.

Несмотря на то, что город несколько десятилетий находился под водой, многие сооружения сохранились хорошо. Ученые связывают это с тем, что сам город был разрушен землетрясением примерно в 1350 году до нашей эры, в результате которого рухнувшие верхние части сооружений засыпали нижние части стен. Отдельного внимания заслужили пять керамических сосудов, внутри которых находились более сотни глиняных табличек с клинописью, которые датируются средним ассирийским периодом. Некоторые из этих находок могут представлять собой письма, поскольку они до сих пор находятся в глиняных конвертах.

Археологи законсервировали раскопанные сооружения пластиковой пленкой и засыпали гравием. Это должно защитить постройки из сырцового кирпича от размывания. В настоящее время памятник вновь ушел на дно водохранилища.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных древним ближневосточным памятникам. Так, израильские ученые выяснили, что жители поселения Тель-Цаф занимались садоводством уже 7000 лет назад — они выращивали в долине реки Иордан оливу европейскую и фиговое дерево. Кроме того, археологи из Германии и Ирака раскопали в окрестностях древнего города Урук 4000-летнюю лодку.

В гробнице низложенного древнекитайского императора нашли остатки лекарства