Жители Тель-Цафа занялись садоводством уже 7000 лет назад

Израильские ученые исследовали образцы обугленной древесины, найденные во время раскопок памятника Тель-Цаф. Оказалось, что в долине реки Иордан около 7000 лет назад местные жители занимались садоводством. Они выращивали оливу европейскую и фиговое дерево. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В центральной части долины реки Иордан располагается памятник Тель-Цаф, представляющий собой остатки крупного поселения эпохи среднего халколита (около 5200–4600 годов до нашей эры). Хотя это поселение известно еще с 1940-х годов, его основные раскопки состоялись лишь в 2004–2008 годах, когда за четыре сезона археологи вскрыли примерно 800 квадратных метров памятника. Ученые обнаружили в Тель-Цафе большое количество крупных зернохранилищ, которые в основном использовались для хранения ячменя обыкновенного (Hordeum vulgare) и пшеницы (Triticum).

Многочисленные артефакты указали обширную сеть контактов местных жителей с Сирией, Месопотамией, Анатолией и Ираном. К таким находкам относятся, например, медное шило, изделия из обсидиана и убедийская керамика. Обилие фаунистических остатков позволило ученым высказать предположение о богатстве местной экономики. На это также указывают оттиски печатей, которые использовались, видимо, в качестве пломб для опечатывания помещений и сосудов.

Дафна Лангут (Dafna Langgut) из Тель-Авивского университета и Йозеф Гарфинкель (Yosef Garfinkel) из Еврейского университета в Иерусалиме исследовали обугленные остатки древесины, найденные во время раскопок памятника Тель-Цаф в 2004–2007 годах. С помощью микроскопического анализа и сравнения с эталонными образцами древесины и древесного угля ученые решили установить видовую принадлежность находок.

Для радиоуглеродного анализа археологи отобрали один образец древесины, который представлял собой молодую ветвь фигового дерева (Ficus carica). Методом ускорительной масс-спектрометрии они установили, что возраст остатков составляет примерно 6860–6980 лет. Исследование 622 обугленных фрагментов древесины показало, что они относились к 16 таксонам. Наиболее представленным видом оказался дуб таворский (Quercus ithaburensis), доля которого составила 39,8 процента. Еще 22,3 процента образцов относились к растениям из рода гребенщик (Tamarix). Среди широко представленных видов также выделяется тополь евфратский или ива (Populus euphratica или Salix).

Отдельно ученые обратили внимание на два вида плодовых деревьев: оливу европейскую (Olea europeaea), на долю которой пришлось 6,4 процента, и фиговое дерево, к которому принадлежало 6,5 процента образцов. В отличие от семян или остатков плодов, по мнению исследователей, обугленные фрагменты этих плодовых деревьев указывают на то, что их целенаправленно выращивали в Тель-Цафе. Так, дикая олива не произрастала в регионе, где расположен этот памятник. По данным исследователей, материалы из древнего поселения Кфар-Самир (недалеко от города Хайфа) показали, что местные жители делали оливковое масло уже 7500–7000 лет назад. Кроме того, в Леванте уже как минимум 6600 лет назад оливки заготавливали в качестве съедобных плодов.

Археологи отметили, что ситуация с фиговым деревом сложнее, поскольку в окрестностях этого памятника оно встречается в диком виде. Более того, отличить одомашненный вид от дикорастущего по плодам или строению древесины нельзя. Однако, по их мнению, значительное количество молодых ветвей, обнаруженных в Тель-Цафе, может служить подтверждением того, что это результат обрезки садовых деревьев.

Ученые пришли к выводу, что классическая диета из злаковых и бобовых растений в Тель-Цафе дополнялась плодами оливы и фигового дерева, которые содержат большое количество питательных веществ и пригодны для длительного хранения. При этом в отличие от однолетних растений сады требовали больших первоначальных вложений. Кроме того, это требует более сложного внутреннего устройства общины, например, в вопросах собственности на землю и правах наследования. Оливковое масло, столовые оливки и инжир также хорошо подходили для торговли на большие расстояния, что могло способствовать накоплению богатств.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях памятника Тель-Цаф. Так, в прошлом году израильские археологи сообщили, что обнаружили там древнейшие свидетельства использования печатей в административных целях в Южном Леванте.

В Египте раскопали мастабу времен Древнего царства