Личинки австралийских устриц приплыли на шум клешней раков-щелкунов

Юные устрицы находят место для прикрепления по звуку. Австралийские биологи выяснили, что личинки этих беспозвоночных активно плывут в сторону динамиков, которые проигрывают шум богатого жизнью рифа (в основном он состоит из щелчков клешней раков-щелкунов). Результаты исследования, опубликованные в статье для журнала Journal of Applied Ecology, помогут эффективнее восстанавливать устричные рифы, некогда уничтоженные по вине человека.

Люди привыкли считать, что под поверхностью океанов царит полная тишина. Однако в действительности многие морские обитатели издают разнообразные звуки. Среди рыб есть виды, которые поют для привлечения партнеров, дельфины используют ультразвук для поиска добычи, а крошечные многощетинковые черви Leocratides kimuraorum во время борьбы с сородичами громко щелкают глотками.

Все эти шумы формируют естественный звуковой ландшафт, который некоторые животные используют для ориентации в пространстве. Например, дрейфующие в толще воды планктонные личинки устриц (Ostreidae) (так называемые велигеры) опускаются на дно там, где слышны звуки, издаваемые обитателями рифа, в первую очередь щелчки клешней раков-щелкунов (Alpheidae). Это позволяет им заселять подходящие местообитания, где уже живут их сородичи, а не погружаться наугад. Правда, как именно личинки слышат звуки, пока остается неизвестным.

Команда зоологов под руководством Шона Коннелла (Sean D. Connell) из Аделаидского университета предположила, что юные устрицы не просто опускаются на дно, услышав звуки заселенного рифа, но и активно плывут в сторону таких звуков. Чтобы проверить эту идею, исследователи провели ряд экспериментов с личинками австралийских устриц Ostrea angasi, которые проводят в толще воды от нескольких дней до двух недель, расселяясь на десятки километров от родительских особей.

Сначала авторы поместили выращенных в неволе личинок устриц в двадцатилитровые ведра с морской водой и с помощью установленного на дне подводного динамика проигрывали им звуки, записанные в южноавстралийском заливе Сент-Винсент: на богатом жизнью рифе Ноарлунга (здесь в акустическом ландшафте преобладают щелчки раков-щелкунов) или на песчаном участке дна, где нет рифов и двустворчатых моллюсков. Чтобы подсчитать осевших на дно личинок, исследователи разместили на дне ведер банки для сбора образцов. В результате авторам удалось выяснить, что личинки, которым включали звуки здорового рифа, оседают на дно в четыре раза чаще по сравнению с их сородичами, которым проигрывали звуки песчаного дна или не проигрывали никаких записей.

На следующем этапе Коннелл и его соавторы поместили юных устриц в середину наполненного морской водой резервуара длиной восемь метров и шириной пятнадцать сантиметров. На одном конце резервуара исследователи разместили динамик, который проигрывал звуки с рифа Ноарлунга или не проигрывал никаких звуков. Чтобы подтвердить, что личинки плывут к источнику звука, а не ползут, их сажали на небольшое возвышение. Проанализировав распределение личинок, авторы обнаружили, что при воспроизведении щелчков раков-щелкунов и других обитателей здорового рифа в сторону динамика плывут 82,7 процента особей. При этом к молчащему динамику двигались лишь 44 процента особей.

Эксперимент в лаборатории подтвердил, что личинки O. angasi активно плывут в сторону звука, характерного для рифов. Однако оставалось неясным, ведут ли они себя так же в дикой природе. Чтобы проверить это, Коннелл с коллегами провели полевой эксперимент. Они установили по динамику на трех участках восстанавливаемых устричных рифов в заливе Сент-Винсент: Порт-Ривер (для него характерен высокий уровень фонового шума, биогенного и антропогенного), Виндара (средний уровень шума) и Гленелг (низкий уровень шума). Затем через проигрыватели воспроизводили записи с рифа Ноарлунга. Чтобы личинкам было куда садиться, около каждого динамика установили по несколько вертикальных бетонных плит.

Через месяц исследователи подсчитали количество юных устриц, прикрепившихся к плитам на разных участках. Оказалось, что на участке Гленелг с низким фоновым шумом звуки из динамика привлекли больше личинок, чем на участке Виндара со средним уровнем шума. А на участке Порт-Ривер с максимальным уровнем фонового шума на плиты осело меньше всего особей. Таким образом, дополнительный звуковой стимул привлекательнее для личинок в тех случаях, когда он усиливает характерный для рифа акустический ландшафт.

Авторам впервые удалось доказать, что личинки устриц не просто оседают на участках, где слышны характерные для рифов звуки, но и сами активно плывут к ним. Результаты их исследования можно использовать, чтобы привлекать личинок к восстанавливаемым устричным рифам. Похожие методики активно используются при восстановлении колоний морских птиц.

В последние десятилетия преобладающим звуком в океане стал антропогенный шум. Судоходство, добыча полезных ископаемых и военные учения резко повысили его уровень, а вот звуков, производимых животными, наоборот, стало меньше, поскольку численность морских организмов сократилась из-за промышленного вылова и разрушения среды обитания. Подобные изменения звуковых ландшафтов серьезно вредят морской фауне.

Двух американских охотников назвали первыми возможными жертвами прионной болезни оленей среди людей