Китайцы обманом увеличили численность редких крачек

Численность китайской крачки, одной из самых редких в мире морских птиц, увеличили с помощью обмана. Орнитологи разместили на нескольких необитаемых островках в Восточно-Китайском море фальшивые колонии из пластиковых птиц и проигрывали их голоса. Так они привлекли на гнездование хохлатых крачек, среди которых поселились и намного более редкие китайские. Результатом этих усилий и других природоохранных мер стало увеличение численности исчезающего вида с 50 до 100 взрослых особей, сообщают ученые в журнале Biological Conservation.

Около трети видов морских птиц находятся под угрозой исчезновения из-за деятельности человека. Плачевное состояние их популяций связано с целым рядом факторов: в том числе беспокойством, распространением чужеродных видов, чрезмерной эксплуатацией морских ресурсов, гибелью от рыболовецких снастей и климатическими изменениями.

Особенную тревогу орнитологов вызывает судьба китайской крачки (Thalasseus bernsteini), которая гнездится на небольших островах Восточно-Китайского и Желтого морей. Впервые описанная в середине XIX века, она не попадалась на глаза исследователей с 1937 года и на протяжении десятилетий считалась вымершей, пока в 2000 году несколько гнездящихся пар не были обнаружены на архипелаге Мацзу в северной части Тайваньского пролива.

За последние 20 лет гнездование китайских крачек было подтверждено в пяти точках. Тем не менее, численность этого вида не превышает 100 взрослых особей, что делает его одной из самых редких морских птиц. Международный союз охраны природы относит китайскую крачку к видам на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR), а специалисты отчаянно пытаются сохранить этот вид.

Один из проектов по спасению китайской крачки претворяла в жизнь команда орнитологов во главе с Шуйхуа Чэнем (Shuihua Chen) из Чжэцзянского музея естественной истории. Его целью было вернуть редких птиц на архипелаг Цзюшань, где они гнездились до 2007 года, но исчезли из-за незаконного сбора яиц.

Специалисты применили необычную тактику: они расставили на принадлежащем к архипелагу острове Тедунь Дао муляжи крачек и проигрывали их крики. Может показаться странным, что морские птицы поддаются на столь грубый обман, однако эта методика успела хорошо зарекомендовать себя в природоохранных проектах по всему миру. Интересно, что орнитологи привлекали не редких китайских крачек, а их более многочисленных сородичей — хохлатых крачек (T. bergii). Дело в том, что первые гнездятся исключительно в больших колониях вторых. Таким образом, новая колония хохлатых крачек повышает шансы на гнездование китайских крачек.

Работы на острове начались весной 2013 года, за месяц до начала сезона. В общей сложности здесь установили 350 муляжей хохлатых крачек и 50 муляжей китайских крачек, а также два динамика для проигрывания их голосов. Помимо социального привлечения, орнитологи с помощью ядов уничтожили местную популяцию потенциальных хищников — крыс Rattus losea, а также подготовили площадку для гнездования.

Крачки обоих видов начали появляться на Тедунь Дао уже в 2013 году. К августу здесь было отмечено 3300 хохлатых и 19 китайских крачек. По крайней мере две пары китайских крачек загнездились и вывели одного птенца. В 2014 году этих птиц было уже 43, а число птенцов увеличилось до 13. В 2015 году на свет появилось 16 птенцов. 2016 год выдался для колонии неудачным: на Тедунь Дао проникли килеватые лазающие полозы (Elaphe carinata). К счастью, их удалось выловить, и в 2017 и 2018 году китайские крачки вновь смогли вывести по несколько птенцов.

В 2015 году орнитологи развернули аналогичный проект на островах Вучжишань. Здесь смешанная колония крачек уже существовала, однако специалисты решили расширить ее с помощью социального привлечения. В результате численность обоих видов выросла. Так, количество птенцов китайских крачек увеличилось с четырех в 2015 году до 12 в 2018 году.

Результаты подтверждают, что социальное привлечение идеально подходит для восстановления популяции китайских крачек. Основанные на этой методике проекты, наряду с другими природоохранными мерами, помогли увеличить численность этого угрожаемого вида с 50 до более 100 особей. Это все еще очень маленькая цифра, однако она внушает надежду, что китайским крачкам удастся выжить. Авторы рекомендуют продолжить работу по восстановлению смешанных колоний крачек по всему побережью Восточно-Китайского моря.

Еще один редкий вид птиц, нуждающийся в помощи человека — островная кустарниковая сойка, обитающая на единственном острове Санта-Круз у побережья Калифорнии. Сейчас этой птице мало что угрожает, однако в будущем на ее родной остров может проникнуть смертельный вирус лихорадки Западного Нила. Чтобы повысить шансы соек на выживание, орнитологи предлагают делать им прививки и переселить часть популяции на соседний остров.

Африканские яичные змеи поставили рекорд среди змей по относительному размеру добычи