Зоологи нашли генетически чистую популяцию китайских исполинских саламандр

Зоологи обнаружили в заповеднике Цзюлиншань на юго-востоке Китая дикую популяцию китайских исполинских саламандр. Генетический анализ показал, что это представители ранее выделенной линии, при этом у них не было примесей других линий, характерных для остальных диких популяций. Ученые описали этих саламандр в качестве нового вида — Andrias jiangxiensis. Исследование опубликовано в журнале Zoological Research.

До недавних пор китайскую исполинскую саламандру (Andrias davidianus) — крупнейшую современную амфибию с длиной тела до 180 сантиметров и массой до 59 килограммов (1) — считали одним видом. В 2004 году его занесли в Красную книгу Международного союза охраны природы как вид, находящийся на грани полного исчезновения. Однако несколько лет назад биологи выяснили, что на самом деле эти амфибии представлены несколькими генетическими линиями, которые разделились более четырех миллионов лет назад, — то есть их нужно считать разными видами.

Всего ученые насчитали восемь линий, две из которых (U1 и U2) были найдены только на фермах — этих саламандр разводят, так как их мясо высоко ценится в Китае. Однако на фермах разные линии скрещиваются друг с другом, и гибридов могут выпускать на волю, что вредит диким популяциям — зоологи даже предполагают, что изначально диких популяций уже не существует.

Цзин Чай (Jing Chai) из Куньминского зоологического института Китайской академии Наук и его коллеги из Китая, Канады и США в национальном заповеднике Цзюлиншань (Jiulingshan) в провинции Цзянси обнаружили дикую популяцию исполинских саламандр. У 118 особей ученые взяли образцы тканей и провели генетический анализ. Оказалось, что эта популяция соответствует линии U2, которую ранее находили только на фермах. Представителей этой линии ученые также обнаружили в двух небольших фермах, расположенных за пределами заповедника. Анализ также показал, что ни у дикой популяции, ни у особей на фермах нет примесей других линий.

Биологи описали линию U2 в качестве нового вида, который назвали A. jiangxiensis — видовое название дано в честь провинции Цзянси. От других линий новый вид отличается не только генетически, но по некоторым морфологическим признакам.

Ученые отмечают, что популяция A. jiangxiensis — единственная известная дикая популяция китайских исполинских саламандр, у которой нет генетических примесей. Авторы считают, что их открытие подчеркивает важную роль заповедников в сохранении видов, находящихся под угрозой исчезновения.

На основе генетических данных биологи часто разделяют виды на несколько новых. К примеру, северную летягу (Glaucomys sabrinus) разделили на два вида, электрического угря (Electrophorus electricus) — на три вида, субантарктического пингвина (Pygoscelis papua) — на четыре вида, а карликового муравьеда (Cyclopes didaktylus) — на целых семь видов. Кроме того, на две генетические линии разделили гигантских осьминогов (Enteroctopus dofleini)и леопардов (Panthera pardus).

Местные жители рассказали об экологии больших мягкотелых черепах в индийском штате Керала