Карликовый муравьед оказался семью разными видами

Бразильские исследователи описали шесть новых видов карликовых муравьедов. Карликовый муравьед считался единственным видом своего рода и семейства на протяжении 250 лет с момента первого описания их представителей. Основываясь на морфологических, морфометрических и молекулярных данных, авторы работы, опубликованной в Zoological Journal of the Linnean Society, пришли к выводу, что род Cyclopes состоит, на самом деле, как минимум, из семи видов.

Первое описание карликового муравьеда (Cyclopes didaktylus) было сделано в 1758 году шведским натуралистом Карлом Линнеем. Карликовый муравьед с тех пор считался единственным представителем своего рода. Это маленькое млекопитающее живет в тропических лесах Центральной и Южной Америки. «Представьте себе небольшое существо, которое весит всего 250 грамм, живет на ветках высоких деревьев в затопленных районах, никогда не спускается на землю, не издает звуков, и активно только ночью. Я провела в поле два года, прежде чем впервые увидела их», — рассказывает исследовательница Флавия Миранда. В начале XX века были обнаружены шесть неизвестных ранее популяций карликовых муравьедов, но морфологические различия между ними показались тогда ученым достаточными только для выделения подвидов внутри одного вида.

В новой работе бразильские исследователи пересмотрели систематику рода Cyclopes, используя данные морфологии, морфометрии и молекулярной генетики. Для этого они совершили 17 экспедиций в Бразилию и Суринам. Муравьедов, которых им удалось поймать, измеряли и фотографировали, у них брали образцы крови для молекулярного анализа и отмечали место поимки.

В общей сложности исследователи изучили 287 образцов, в том числе взятых из чучел и черепов 20 коллекций из разных странах. Анализ митохондриальной и ядерной ДНК выявил среди них семь групп, отличающихся генетически и соответствующих отдельным популяциям.

Морфометрические данные (описывающие форму черепа) говорили, по крайней мере, о трех разных группах карликовых муравьедов. Разница между популяциями была видна также в структуре и цвете шерсти. Самые интересные данные были получены с помощью метода молекулярных часов, который позволяет оценить, насколько давно произошло разделение двух видов по числу различий между их ДНК. Молекулярные часы показали, что семейство карликовых муравьедов (Cyclopedia) разошлось с другими муравьедами около 30 миллионов лет назад. Все расхождения видов внутри семейства произошли за последние 10,3 миллионов лет.

Эволюция группы, по мнению исследователей, была связана с изменениями ландшафта амазонского бассейна, из-за которых популяции несколько раз оказывались изолированы друг от друга. Несколько миллионов лет — достаточное время для накопления значительных различий у изначально близких видов (к примеру, род Homo, к которому принадлежит и современный человек, появился только около двух миллионов лет назад). При этом на протяжении всей своей эволюционной истории карликовые муравьеды очень мало менялись морфологически. «Причиной этого может быть образ жизни этих животных. Все виды занимают аналогичную узкоспециализированную экологическую нишу, в которой нет конкуренции», — прокомментировала доктор Миранда.

А посмотреть на глобальное «древо жизни» более чем двух миллионов видов животных вы можете в нашем материале.

Александра Кочеткова