В Китае нашли кембрийский лагерштетт с окаменелостями глаз и пищеварительной системы

Китайские и американские палеонтологи представили кембрийский лагерштетт Линьи, расположенный в Китае. Возраст местонахождения ученые оценили в 504 миллиона лет. В новом лагерштетте исследователи обнаружили множество хорошо сохранившихся окаменелостей, в том числе остатки пищеварительной системы и глаз у некоторых организмов. Предварительная версия статьи опубликована в журнале National Science Review.

Лагерштеттами консервационного типа (Konservat-Lagerstätten) палеонтологи называют местонахождения с исключительной сохранностью организмов — в них находят даже окаменевшие мягкие ткани. Консервационные лагерштетты, такие как кембрийские сланцы Бёрджесс (Burgess Shale) в Канаде, позволяют узнать, как выглядели организмы, а также выяснить детали их биологии и эволюции. К примеру, хорошо сохранившиеся окаменелости многощетинкового червя Kootenayscolex barbarensis из сланцев Бёрджесс позволили разобраться в эволюции головы этой группы.

Большинство кембрийских лагерштеттов обнаружено на территории Южно-Китайского (их возраст в основном датируется вторым отделом, 521–509 миллионов лет назад) и Северо-Американского кратона (их возраст в основном датируется мяолином, 509–497 миллионов лет назад).

Об открытии нового кембрийского лагерштетта сообщили Чжисинь Сунь (Zhixin Sun) из Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук и его коллеги из Китая и США. Местонахождение было обнаружено на территории Северо-Китайского кратона (в китайской провинции Шаньдун) и получило название лагерштетт Линьи (Linyi Lagerstätte). Возраст его отложений ученые оценили в 504 миллиона лет (мяолин).

В лагерштетте палеонтологи обнаружили ископаемые остатки множества организмов, среди которых трилобиты (Trilobita), агностоиды (Agnostoidea), хелицеровые (Chelicerata), радиодонты (Radiodonta), «двустворчатые» членистоногие Isoxys и Tuzoia, приапулиды (Priapulida), щупальцевые (Lophophorata), губки (Porifera), ханцеллорииды (Chancelloriidae), макроводоросли, медузообразные и червеобразные организмы неясного систематического положения, а также ископаемые следы. Всего ученые выявили 35 таксонов, в том числе новый вид хелицеровых из рода Thelxiope — T. tangi. Исследователи отмечают, что организмы биоты Линьи занимали разнообразные экологические ниши (к примеру, хищники составляли около 25 процентов от всех таксонов), формируя сложную пищевую сеть.

У многих исследованных организмов сохранились остатки мягких тканей, в том числе конечности, пищеварительная система и глаза. Изучение этих окаменелостей, по мнению авторов, позволит получить новую информацию о строении кембрийских организмов, а также о структуре сообществ. Ученые отмечают, что биота Линьи очень похожа на лагерштетты Северно-Американского кратона, в частности имеет много общего со сланцами Бёрджесс.

Совсем недавно палеонтологи сообщили, что в сланцах Бёрджес обнаружили трилобита с двумя парами видоизмененных конечностей. Это открытие наконец-то позволило ученым узнать подробности размножения трилобитов: скорее всего, этими конечностями самец удерживал самку во время спаривания.

Первые глубоководные рыбы появились более 120 миллионов лет назад