Ежегодная смертность рукокрылых на древнем озере оказалась примерно такой же, как и в современных плавательных бассейнах
Палеонтологи выяснили, что в эоценовом озере Мессель, в отложениях которого обнаружены многочисленные ископаемые, не происходило массовой гибели животных из-за выбросов газа или массового размножения цианобактерий. К такому выводу исследователи пришли, сравнив ежегодный уровень гибели летучих мышей в этом водоеме и в современных плавательных бассейнах. Оказалось, что они сравнимы. Таким образом, животные, вероятно, просто время от времени тонули в озере Мессель, а не становились жертвами каких-либо природных катастроф. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Palaeobiodiversity and Palaeoenvironments.
На карьере Мессель в Центральной Германии были обнаружены остатки десятков тысяч живых организмов, которые жили здесь в среднем эоцене, около 48 миллионов лет назад. Среди них, в частности, лошадь Eurohippus messelensis, питон Messelopython freyi и муха-длиннохоботница Hirmoneura messelense. Предполагается, что в эоцене на месте карьера Мессель располагалось глубокое озеро, которое возникло в кратере вулкана после извержения. Время от времени в нем оказывались остатки животных и растений. Они погружались на дно, где благодаря дефициту кислорода хорошо сохранялись и в конце концов превращались в окаменелости.
Существует несколько гипотез, которые объясняют, почему в карьере Мессель накопилось так много ископаемых. Их можно объединить в две группы. Согласно гипотезам из первой, в озере или его окрестностях время от времени происходила массовая гибель животных, например, из-за выбросов метана, углекислого газа или сероводорода (как показано в первой серии научно-популярного сериала «Прогулки с чудовищами») или массового размножения токсичных цианобактерий. Их остатки впоследствии оказывались в воде. Гипотезы из второй группы предполагают, что в озере Мессель не происходило ничего необычного. Животные иногда случайно тонули в нем, но не чаще, чем в современных озерах такого же размера (кроме того, сюда попадали остатки живых существ, принесенные водой). А большое количество ископаемых, известных из карьера, объясняется лишь тем, что он изучался интенсивнее, чем другие эоценовые палеоозера.
Команда палеонтологов под руководством Кристера Смита (Krister T. Smith) из Научно-исследовательского института Зенкенберга решила разобраться в этом вопросе. Исследователи предположили, что если в озере Мессель действительно регулярно происходили выбросы газа или цветение токсичных цианобактерий, то ежегодный уровень смертности животных в нем должен быть значительно выше, чем в современных водоемах. Для проверки этой гипотезы они сосредоточили внимание на летучих мышах. Остатки этих млекопитающих представлены в мессельских отложениях более чем 500 экземплярами, найденными с 1975 по 2016 год. Около 70 процентов из них относятся к виду Palaeochiropteryx tupaiodon.
На первом этапе Смит и его соавторы опросили владельцев бассейнов из США о том, как часто они находят утонувших летучих мышей. В общей сложности в выборку включили ответы 529 респондентов. Из них 56 сообщили, что летучие мыши изредка тонут в их бассейнах, еще 14 — что такое происходит несколько раз в год, а еще один — что ежемесячно. Для всех бассейнов смертность летучих мышей составила 0,25 особи в год, однако если ограничить расчеты только бассейнами, где эти рукокрылые тонули хотя бы один раз, то данный показатель достигает двух особей в год. Максимальная смертность была зафиксирована в бассейне, расположенном в городе Уэст-Палм-Бич во Флориде: 14,6 особи в год.
Чтобы рассчитать, как часто летучие мыши тонули в озере Мессель, ученые оценили объем горючих сланцев, извлеченных из одноименного карьера в 1975-2016 годах Он составил 3887-5830 кубических метров. Таким образом, эти сланцы образовались из отложений, которые накапливались на дне озера на протяжении 56,1-84,1 года. Сопоставив эти цифры с общим числом ископаемых летучих мышей, найденных на карьере Мессель с 1975 по 2016 год, авторы пришли к выводу, что ежегодно здесь тонуло от 6,3 до 9,5 особи. Это сопоставимо с цифрами, полученными для американских бассейнов. Таким образом, летучие мыши, многочисленные остатки которых были обнаружены на карьере Мессель, скорее всего, просто случайно тонули (например, когда охотились низко над водой или пили — либо во время ненастной погоды), а не стали жертвами массовой гибели в результате выброса газа или цветения цианобактерий. Данный вывод распространяется и на других животных из мессельских отложений.
Ранее мы рассказывали о том, как костные ганоиды Atractosteus messelensis и Cyclurus kehreri, остатки которых были обнаружены в карьере Мессель, при возможности поедали летучих мышей P. tupaiodon. Вероятно, они охотились на упавших в воду тонущих и умирающих особей или просто подбирая их останки. К такому выводу пришли палеонтологи, изучив три экземпляра этих рыб, которые пытались съесть летучих мышей, но запутались зубами в их летательной перепонке и в конце концов погибли.
Она была вдвое длиннее остального черепа
Палеонтологи выяснили, что девонская плакодерма Alienacanthus malkowskii обладала удлиненной нижней челюстью, которая была вдвое длиннее ее черепа. Вероятно, рыба использовала ее во время охоты, чтобы наносить добыче неожиданные удары, ранить и дезориентировать ее. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, первооткрыватель данного вида принял ее удлиненные челюстные кости за лучи плавников.