В Германии обнаружили утробный плод еврогиппуса возрастом 48 миллионов лет

Группа немецких палеонтологов, обследовав останки кобылы из вымершего рода еврогиппус (вид - Eurohippus messelensis), принадлежащего к семейству лошадиных (Equidae) и являющегося близким родственником современных лошадей, обнаружила окаменевший, но вполне хорошо сохранившийся утробный плод. По мнению ученых, кобыла еврогиппуса умерла незадолго до начала родов, однако ее смерть с ними не связана. Работа опубликована в журнале PLoS ONE.

Останки кобылы еврогиппуса впервые были обнаружены в 2000 году в Карьере Мессель в 35 километрах к югу от Франкфурта-на-Майне (Германия). С 1970 года в нем было обнаружено более 10 тысяч окаменелостей насекомых, рыб, птиц и млекопитающих эпохи эоцена (56-34 миллиона лет назад). Кобыла сразу привлекла внимание исследователей, так как помимо скелета у нее хорошо сохранились и многие мягки ткани, позволяющие понять общие очертания тела, отдельных органов и их внутреннего содержимого. К удивлению палеонтологов, один из органов оказался ничем иным, как находящимся в плаценте плодом – почти готовым к рождению жеребенком.

Тщательный анализ с помощью сканирующего электронного микроскопа и рентгенографии высокого разрешения позволил установить, что у плода отлично сохранились все кости, за исключением черепа, который оказался раздроблен. Общая длина плода составила 12,5 сантиметров, по его положению ученые смогут рассказать о протекании беременности у древних представителей семейства лошадиных, а также процессах эмбрионального развития и родов.

По заявлению исследователей, найденная ими плацента и широкая связка матки являются на сегодняшний день самыми древними из известных науке сохранившихся образцов мягких тканей репродуктивных систем плацентарных млекопитающих. Также, авторы статьи считают, что органы размножения еврогиппуса и современных лошадей очень близки по строению, что может означать, что репродуктивная система эволюционировала главным образом в палеоцене, а может быть даже и раньше, и в миоцене была уже высокоразвитой.

Считается, что эволюция лошадей началась в эпоху эоцена около 55 миллионов лет назад – от пропалеотерия (

Propalaeotherium

), обладавшего вместо копыт пальцами, возник гиракотерий (

Hyracotherium

) – наиболее ранний представитель лошадеподобных животных, ранее обозначавшийся как эогиппус. Он больше напоминал собаку, но уже имел копыта. Постепенно в ходе эволюции отделялись новые роды, пока 4 миллиона лет назад не появились современные лошади (

Equus

). На сегодняшний день лошади – это единственный сохранившийся род из семейства лошадиные, все остальные уже вымерли.

Склонность к заболеваниям сердца связали с успехом размножения