Эволюцию головы полихет проследили по окаменелостям возрастом 508 миллионов лет

Канадские палеонтологи обнаружили в Британской Колумбии и описали окаменелости многощетинкового червя возрастом 508 миллионов лет, сообщается в Current Biology и в пресс-релизе Королевского музея Онтарио. Останки Kootenayscolex barbarensis очень хорошо сохранились, поэтому исследователи смогли выяснить, как у многощетинковых червей возникла голова.

Многощетинковые черви или полихеты относятся к типу кольчатых червей. Их тело состоит из кольцевых сегментов; от каждого из них отрастает пара лопастевидных придатков, которые заканчиваются пучком щетинок. В головной части червей находятся чувствительные антенны, щупальца и реснички, с помощью которых они ищут пищу. Многощетинковые черви обитали на планете еще в кембрийский период, древнейшие найденные окаменелости датируются возрастом 518 миллионов лет.

Палеонтологи из университета Торонто и Королевского музея Онтарио под руководством Жана-Бернара Карона (Jean-Bernard Caron) обнаружили останки более 500 ископаемых полихет неизвестного вида. Окаменелости были найдены с 2012 по 2016 годы в сланцах Бёрджесс. Некоторые из окаменелостей сохранились исключительно хорошо, кое-где сохранились даже фрагменты нервной и сосудистой ткани. Благодаря этому палеонтологи смогли изучить строение головы древних полихет и предположить, как именно она возникла.

Представители нового вида Kootenayscolex barbarensis, описанного по окаменелостям, достигали трех сантиметров в длину и жили на дне моря. Их тело состояло из сегментов, максимум из 25, и на каждом росло до 56 щетинок, некоторые из которых были зазубрены и служили для защиты. На голове у полихет были два сенсорных щупальца и короткая антенна, которой черви, возможно, сканировали пространство непосредственно перед собой. По словам исследователей, это позволяет предположить, что K. Barbarensis вели активный образ жизни и передвигались с помощью щетинок. Как и многие представители кембрийской фауны K. Barbarensis, по-видимому, питались микроорганизмами из придонного осадка, который они процеживали в кишечнике. Также, возможно, что черви могли выворачивать рот наружу, чтобы захватить частицы пищи.

В отличие от современных многощетинковых червей, на голове у ископаемых полихет росли пучки щетинок. Это позволило авторам статьи предположить, что голова у них постепенно эволюционировала из одного из сегментов тела, на котором росли пучки щетинок.

Ранее палеонтологи обнаружили в коллекции Королевского музея Онтарио окаменелости неизвестного вида гигантских червей-боббитов и назвали новый вид в честь бас-гитариста Алекса Вебстера из Cannibal Corpse.

Пол гоминин возрастом более двух миллионов лет установили по белкам зубной эмали